Основные
элементы троллейбуса
Основными элементами троллейбуса являются: кузов с рамой или
несущий (безрамный) кузов, тяговые электродвигатели, тяговая
передача, передний мост, задний мост (один или два), ступицы с
колесами, рессорная подвеска и амортизаторы, рулевое управление,
тормозное оборудование,
, пневматическое оборудование, пускорегулирующая
электроаппаратура и вспомогательное электрическое
оборудование. Рама, передний и задний мосты, рессорная подвеска
и ступицы с колесами в совокупности образуют ходовую часть
троллейбуса.
Кузов с рамой (или несущий кузов) представляют собой основу,
дающую возможность механически присоединять, к ним оборудование
или соединять между собой отдельные агрегаты и элементы
подвижного состава. В кузове оборудуются помещение для
Пассажиров и кабина водителя, а также отдельные устройства и
приспособления для размещения различной аппаратуры и других
элементов оборудования.
Вращающий момент, развиваемый тяговым электродвигателем,
передается специальными механизмами ведущим колесам. Под
действием развиваемой силы тяги происходит движение троллейбуса.
Тяговая передача представляет собой совокупность механизмов и
устройств (карданная передача, редуктор, дифференциал,.
полуоси), обеспечивающих: а) передачу вращающего момента от .
тягового электродвигателя к ведущим колесам под прямым углом; б)
увеличение передаваемого вращающего момента и уменьшение
скорости вращения ведущих колес по отношению к якорю тягового
электродвигателя; в) распределение вращающего момента между
ведущими колесами.
Передний мост шарнирно соединяется с кузовом при помощи
рессорной подвески и передает нагрузку передней части
троллейбуса на дорогу. посредством колес. Передние мосты в
современном подвижном составе безрельсового электрического
транспорта, как правило, являются управляемыми, т. е. дают
возможность в необходимых случаях изменять направление движения
троллейбуса.
Задний мост соединяется с кузовом также при помощи рессорной
подвески и передает нагрузку задней части троллейбуса на дорогу
посредством колес. Задние мосты, как правило, являются.
ведущими, т. е. обеспечивают реализацию силы тяги, а
следовательно, движение троллейбуса при помощи соединенных с
тяговой передачей ведущих колес. В кожухе заднего моста обычно
располагаются элементы тяговой передачи: редуктор с
дифференциалом и полуоси.
На специальных опорах переднего и заднего мостов устанавливаются
ступицы с колесами, осуществляющими движение троллейбуса и
передающими его нагрузку на дорогу.
Рессорная подвеска обеспечивает упругое соединение переднего и
заднего мостов с рамой кузова или кузовом (в случае применения
несущей конструкции), смягчая и поглощая удары и толчки,
возникающие при качении колеса по поверхности дороги.
Амортизаторы гасят колебания кузова, возникающие при движении по
неровностям дороги.
Рулевое управление, устанавливаемое в
передней части кузова, служит для изменения направления его
движения путем поворота колес переднего моста.
Тормозная система предназначена для интенсивного уменьшения
скорости движения и остановки троллейбуса.
Пневматическое оборудование подвижного состава служит для
получения и аккумулирования сжатого воздуха, подачи его к
тормозным устройствам и механизмам обслуживания кузова, а также
для приведения их в действие. Пневматическое оборудование
располагается под кузовом и внутри его.
Пускорегулирующая электрическая аппаратура служит для включения,
выключения, реверсирования и перегруппировки тяговых
электродвигателей (если последняя применяется) и ослабления
поля, обеспечивая пуск, регулирование скорости и замедление
троллейбуса. Пускорегулирующая электрическая аппаратура
размещается внутри кузова (в передней или задней части) и под
ним.
Вспомогательная электрическая аппаратура включает и выключает
электродвигатели компрессоров, генераторы (собственных нужд),
электродвигатели вентиляторов, аккумуляторные батареи, реле и
регуляторы, необходимые для обеспечения правильной их работы, а
также цепи освещения, отопления, сигнализации и другие
вспомогательные цепи.
Электрический подвижной состав безрельсового транспорта
комбинированного типа имеет по сравнению с троллейбусами
дополнительное оборудование, соответствующее принципу его
действия и особенностям конструкции.
В теплоэлектробусах устанавливаются двигатель внутреннего
сгорания и электрический генератор постоянного тока, выполняющие
функции местной электрической станции.
В электромобилях размещаются, мощные аккумуляторные батареи или
другие источники тока, рассчитанные на питание тяговых
электродвигателей. Периодическая зарядка аккумуляторных батарей
производится в гаражах или на специально оборудованных зарядных
станциях, расположенных в различных пунктах маршрутов, по
которым следуют электромобили.
В вечебусах устанавливаются приемные устройства и дополнительное
оборудование для преобразования переменного тока высокой частоты
в постоянный.
|