Развитие
конструкции троллейбусов
Троллейбус ЯТБ-1
В августе 1936 г. Ярославский автомобильный
завод начал выпуск более совершенных троллейбусов ЯТБ-1.
Троллейбус ЯТБ-1 имел специальное троллейбусное шасси и полу-
обтекаемый деревянный кузов. Тормозная
система приводилась в действие сжатым воздухом от специального
компрессора, а также центральным (трансмиссионным) тормозом,
действующим на тяговую передачу. В качестве редуктора была
применена червячная пара, обеспечивающая бесшумную работу
тяговой передачи. Увеличенный размер пневматических шин повысил
их эксплуатационную надежность. Оборудование и отделка
пассажирского помещения троллейбуса ЯТ-Б-1 создавали большие
удобства для пассажиров. Высоковольтная электрическая аппаратура
располагалась внутри троллейбуса во встроенных в передней части
кузова шкафах. Электрическая схема, примененная на троллейбусе
ЯТБ-1, позволяла лучше использовать тяговые свойства
электродвигателя и осуществлять рекуперативное и реостатное
торможение.: Кабины в троллейбусе не было. Место водителя в
передней части пассажирского, помещения отделялось занавеской.
Низкая посадка кузова создавала лучшие условия для входа и
выхода пассажиров.
В троллейбусе ЯТБ-1 были предусмотрены: механическое открывание
и закрывание дверей при помощи сжатого воздуха, пневматический
привод стеклоочистителя, электрические стеклообогреватели,
улучшенное освещение пассажирского помещения и др.
Однако, несмотря на значительные улучшения, внесенные в
конструкцию троллейбуса ЯТБ-1, и этот тип машины скоро перестал
удовлетворять растущим требованиям к подвижному составу
городского транспорта. Одним из существенных недостатков
оказался малый срок службы тяговой передачи: карданного вала,
червячного редуктора и полуосей. Поломка н износ этих деталей
чаще всего происходила при пользовании центральным тормозом.
Высоковольтная электроаппаратура троллейбуса ЯТБ-1,
расположенная в передней части кузова, была плохо защищена от
проникновения влаги в дождливую погоду и в период снеготаяния,
что вызывало неисправности в работе аппаратов. Низковольтное
электрическое оборудование (аккумуляторная батарея и
реле-регулятор), расположенное под кузовом, подвергалось
воздействию влаги, а также повышенному загрязнению и вызывало
дополнительные простои троллейбуса. Отсутствие изолированной
кабины ухудшало условия работы водителя и т. д.
Некоторые из отмеченных недостатков были устранены на новом
троллейбусе ЯТБ-2 (выпуска 1937 г.). По внешнему виду и
габаритным размерам этот тип машины мало отличался от
троллейбуса ЯТБ-1. В конструкцию же его был внесен ряд
изменений.
В пассажирском помещении троллейбуса была устроена изолированная
кабина водителя, что значительно улучшило условия вождения
машины и позволило разместить в кабине высоковольтные
электрические аппараты, защитив их от проникновения влаги.
В тяговой передаче троллейбуса был упразднен центральный тормоз,
а в связи с этим и промежуточный карданный вал. Замена
центрального тормоза колесным в значительной степени разгрузила
тяговую передачу. Однако эффективность механического тормоза с
ручным приводом стала значительно слабее.
При эксплуатации троллейбуса ЯТБ-2 и в этой модификации были
обнаружены отдельные недостатки: малая жесткость крыши под
основанием токоприемников вызывала прогиб крышевых дуг кузова.
Имели место также другие недостатки.
|