Сравнительная оценка троллейбуса

Главная     Учебники - Троллейбусы       Троллейбусы (теория, конструкция и расчет) Ефремов И.С. - 1969 год

 поиск по сайту   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

 

Сравнительная оценка троллейбуса

 



В троллейбусе сочетаются конструктивные элементы и агрегаты подвижного состава автомобильного типа и электрических железных дорог. Вся ходовая часть, тяговая передача и частично органы управления однотипны с оборудованием автобусов. Тяговый электродвигатель, система электрического управления и электроаппаратура имеют много общего с электрооборудованием подвижного состава электрических железных дорог.

Быстрое развитие троллейбусного транспорта и увеличение его удельного веса в городских пассажирских перевозках объясняются рядом его существенных преимуществ перед трамваем и .автобусом и, в значительной степени,, тем, что он является важным элементом, благоустройства современных городов.

Преимущества троллейбуса по сравнению с трамваем:

 1) троллейбус, оборудованный пневматическими шинами,, движется по асфальтовому, бетонному или брусчатому покрытию обычной автомобильной дороги, не требуя специальных путевых сооружений или устройств. Трамвай нуждается в значительных затратах на сооружение дорогостоящего рельсового путевого хозяйства, ремонт и содержание путей;

2) троллейбус движется бесшумно, что очень важно в условиях современного благоустроенного города. Бесшумность движения создает удобства для пассажиров. Бесшумность движения, трамвайных вагонов достигается способами, связанными с существенным удорожанием подвижного состава;

3) троллейбус может отклоняться от осевой линии контактных проводов на расстояние до 4,5 м в каждую сторону и обгонять движущиеся впереди или неподвижные экипажи, если в этом возникает необходимость. В связи с этим повышается маневроспособность троллейбусного транспорта по сравнению с трамваем. Остановка хотя бы одного трамвайного вагона или поезда вызывает задержку всех вагонов, следующих за ним;

4) поскольку троллейбус на остановках подъезжает непосредственно к тротуару, посадка и высадка пассажиров отличаются удобством и безопасностью. Посадка и высадка из вагонов трамвая, связанного с трассой рельсового пути, сопряжены с опасностью для пассажиров в связи с необходимостью перехода улицы;

5) троллейбус может проходить по кривым меньшего радиуса, чем трамвайный вагон;

6) троллейбус имеет двухпроводную систему электроснабжения, не вызывающую появления подземных блуждающих токов. Однопроводная система электроснабжения трамвая создает блуждающие токи большой величины, резко сокращающие срок службы дорогостоящих подземных металлических сооружений.

Недостатки троллейбусного транспорта по сравнению с трамваем:

1) в связи с наличием двухполюсных токоприемников сравнительно сложной конструкции, которые иногда сходят с контактных проводов t (особенно на пересечениях и стрелках), возникают задержки в движении троллейбусов. Несмотря на большую работу, проделанную для улучшения условий токосъема на троллейбусе, и достигнутые результаты, пока еще не удалось полностью устранить сходы токоприемников с контактных проводов;

2) троллейбус имеет более высокий удельный расход электрической энергии и все еще более высокую себестоимость пассажирских перевозок, чем трамвай; (Ранее существовавший весьма значительный разрыв в себестоимости пассажиро-перевозок трамваем и троллейбусом в последние годы резко уменьшился, а в некоторых случаях полностью устранен. В городах Риге, Москве и других себестоимость трамвайных и троллейбусных пассажирских перевозок стала почти одинаковой.)

3) провозная способность троллейбуса (без учета сочлененных троллейбусов) ниже, чем трамвая.

Преимущества троллейбуса по сравнению с автобусом:

1) для движения троллейбуса расходуется электрическая энергия, вырабатываемая на тепловых электростанциях при сжигании угля, торфа и других видов твердого топлива, а также производимая на гидроэлектростанциях. Автобус расходует весьма ценное жидкое топливо;

2) троллейбусы при движении не загрязняют воздух, что имеет большое значение для благоустройства городов. Автобусы выделяют большое количество продуктов сгорания, загрязняя ими воздух городов;

3) движение троллейбуса происходит бесшумно. Несмотря на значительное улучшение конструкции глушителей, движение автобуса сопровождается значительно большим шумом;

4) тяговый электродвигатель троллейбуса более надежен в эксплуатации и требует меньшего ухода, чем двигатель внутреннего сгорания автобуса; это преимущество особенно сильно проявляется в зимнее время;

5) срок службы троллейбусов значительно больше, чем автобусов;

6) себестоимость пассажирских перевозок троллейбусным транспортом ниже, чем автобусным.

Недостатки троллейбуса по сравнению с автобусом:

1) троллейбусное хозяйство требует более высоких первоначальных капиталовложений в связи с необходимостью сооружения подстанций и контактной сети;

2) троллейбус связан с контактной сетью и обладает поэтому значительно меньшей маневренностью, чем автобус;

3) наличие специальных частей в узлах пересечения и соединения отдельных линий контактной сети несколько снижает скорость движения троллейбуса на этих участках по сравнению с автобусами;

4) контактная сеть троллейбуса загромождает улицы и площади городов.

При выборе и проектировании того или иного вида транспорта принимаются во внимание его экономичность, провозная способность, скорость

сообщения и другие показатели. При реконструкции центральных улиц и проспектов городов во многих случаях решающее значение при выборе вида транспорта имеет фактор благоустройства города.

Провозная способность зависит прежде всего от вместимости, частоты движения и скорости сообщения троллейбуса. Вместимость подвижного состава обычно определяют, исходя из количества мест для сидения и нормального числа мест для стоящих пассажиров. Среднее количество мест для стоящих пассажиров принимают из расчета 3—5 человек на 1 м2 свободной площади пола кузова.

Вместимость подвижного состава современных типов при среднем наполнении составляет:

для трамвайных двухосных вагонов — от 50 до 80 мест; для трамвайных четырехосных вагонов — от 90 до ПО мест; для трамвайных поездов, состоящих из двух двухосных вагонов,— от 100 до 160 мест;

для одноэтажных троллейбусов — от 40 до 90 мест; для двухэтажных троллейбусов — от 70 до 140 мест; для сочлененных троллейбусов — от 100 до 160 мест; для одноэтажных автобусов — от 15 до 75 мест.

Максимально возможная частота движения, т. е. количество единиц подвижного состава, пропускаемых за 1 ч в одном направлении при благоприятных условиях, достигает для трамвайных поездов — до 90 единиц, для троллейбусов — до 110 единиц и для автобусов (в одну линию)—до 120 единиц.

Наибольшее количество пассажиров, которое может быть перевезено за 1 ч в одном направлении, составляет: при трамвайных одиночных вагонах — от 8000 до 12 000, а при двухвагонных поездах, составленных из четырехосных вагонов — до 18 000 человек; при троллейбусных и автобусных перевозках — от 4000 до 10 000, а при сочлененных троллейбусах повышенной вместимости и двухэтажных — до 12 000—14 000 человек.

Наибольшую эксплуатационную скорость в условиях городского движения имеет автобус (16—20 км/ч) как самый маневренный вид транспорта, затем троллейбус (15—18 км/ч) и на последнем месте трамвай (14—16 км/ч).

Выбор вида транспорта зависит от ряда факторов. В большинстве случаев решающим оказываются экономические показатели, получаемые путем сравнительного расчета различных вариантов, фактор благоустройства города, а также размеры ожидаемых пассажиропотоков.

Существенное влияние на выбор вида транспорта оказывают местные условия: энергетические возможности, планировка города, профиль пути, качество дорожных покрытий и т. д.

Так, троллейбусное движение в СССР организуется в первую очередь в крупных и средних городах, имеющих достаточную энергетическую базу, усовершенствованные дороги и относительно легкий профиль пути (наибольшие значения подъемов и уклонов находятся в пределах от 6 до 9 У00). С 1959 г. троллейбусное движение организовано на междугородной линии Симферополь— Алушта, а с 1961 г. — Симферополь—Ялта протяженностью около 95 км.

Наряду с перевозками пассажиров троллейбусный транспорт в ряде случаев, в частности в Москве, используется для грузовых перевозок. При этом снижаются себестоимость грузоперевозок и расход жидкого топлива автомобильным транспортом. Широкое распространение троллейбусного транспорта в городах СССР создает более благоприятные гигиенические условия в связи с уменьшением загрязнения воздушного бассейна.

В условиях социалистического планового хозяйства широко практикуется совместная эксплуатация различных видов транспорта. При правильном сочетании их достигается наиболее удобное обслуживание населения городов.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..