Шатун дизеляД-16трактора
Т-1611 изготовлен из
стали 40Х и термически обработан. В верхней головке шатуна сделано
отверстие диаметром 35+0.025мм,
в которое запрессована бронзовая втулка. При сборке во втулку вставляют
поршневой палец 10. Стержень шатуна для обеспечения необходимой
прочности и жесткости имеет двутавровое сечение. В нижней головке
имеются два резьбовых отверстия 1М11x1, в которые ввертывают болты при
креплении крышки. Для прохода болтов, в крышке сделаны два отверстия
диаметром 11.4+0,24мм.
На торцах нижней головки и крышки нарезаны шлицы, обеспечивающие
сопряжение шатуна с крышкой.Вкладыши
шатунного подшипникаустанавливают
в отверстие диаметром 66+0.018мм.
Для их фиксации на внутренних поверхностях шатуна и крышки сделаны
канавки, в которые входят усики вкладышей.
В верхней головке имеется отверстие для подвода смазки к поверхности
втулки и поршневого пальца.
После запрессовки втулку верхней головки обрабатывают до получения
отверстия диаметром 30+0.021+0.018мм.
Шлицышатуна
дизеляи крышку
обрабатывают за одну установку. Раскомплектовывать шатуны и крышки не
разрешается. Оси отверстий нижней головки шатуна и втулки в верхней
головке должны быть параллельны с точностью 0.04 мм на длине 100 мм.
Разность в весе шатунов, входящих в один комплект, не должна превышать
10 г.
Вкладыши шатунных подшипников дизеля Д-16
Вкладыши шатунных подшипников12
и коренных 33 и 34 подшипников выштампованы из стальной ленты и залиты
алюминиевым сплавом АСМ. Такие вкладыши при высокой прочности обладают
хорошими антифрикционными качествами. Вкладыши коренных подшипников
отличаются от вкладышей шатунных наличием двух отверстий, через которые
из магистрали масло поступает к коренным шейкам и во внутреннюю полость
коленчатого вала.
Для надежной фиксации вкладыши шатунных подшипников имеют выштампованные
усики, которые входят в канавки, имеющиеся на поверхности картера,
шатуна и крышки нижней головки шатуна. Вкладыши взаимозаменяемы.
Взаимозаменяемость достигается высокой точностью изготовления вкладышей.
Основные размерывкладышей
шатунных подшипниковприведены
в таблице 3.
Таблица 3
Наружная поверхность вкладышей облужена. Обслуживание способствует
хорошей прирабатываемости вкладышей, предохраняет их от коррозии и
обеспечивает плотное прилегание их к постелям в картере и шатуне.
Коренные и шатунные подшипники с такими вкладышами не требуют
регулировки в течение всего периода эксплуатации шасси, а также
подгоночных операций при замене вкладышей.
Зазор между шейками коленчатого вала и вкладышами у нового двигателя
должен быть в пределах 0,067 - 0.126 мм.
Компрессионные 3 и
маслосъемные 8 кольца двигателяТ-16
изготовлены из специального чугуна. Наружная поверхность верхнего
компрессионного кольца двигателя для повышения износоустойчивости
покрыта слоем хрома толщиной 0,1-0,17 мм. Во избежание отставания
хромированного слоя кромки кольца округлены.
Рабочая цилиндрическая поверхностькомпрессионных
колец двигателядля
лучшей приработки облужена.
Поршневой палец 10 изготовлен из стали 12XH3A. Наружная поверхность
пальца цементирована на глубину 1.1-1.7 мм и закалена.
Для надежной фиксации коленчатого вала в картере с каждой стороны
средней опоры коленчатого вала установлены на штифтах два упорных
полукольца 32.
Полукольца изготовлены из бронзы. На поверхностях полуколец сделаны
канавки, по которым покупает масло к трущимся поверхностям полукольца и
щеки коленчатого вала. Для обеспечения необходимого прилегания полуколец
неплоскостность и непараллельность этих плоскостей допускаются не более
0.02 мм.
Маховик дизеля Д-16
Маховик дизеля29
предназначен для уменьшения неравномерное; и вращения коленчатого вала и
обеспечения устойчивой работы двигателя.
Маховик дизеля отлит из серого чугуна. Его устанавливают на фланце
коленчатого вала на штифте и кренят шестью болтами. Штифт входит в
отверстие диаметром 12+0.033мм
и обеспечивает точность установки маховика на коленчатом валу.
К обработанной поверхности маховика прижимается диск сцепления,
передающий крутящий момент от двигателя к трансмиссии шасси.
Масло, попавшее в полость маховика, отводится по двум отверстиям
диаметром 8 мм.