Коромысла клапанов двигателя Т-16 14 представляют собой двуплечие
рычаги, поворачивающиеся на стальном трубчатом валике. В резьбовое
отверстие, имеющееся на одном конце коромысла, ввертывают регулировочный
винт 12, изменяя зазор между торном стержня клапана и бойком коромысла
клапанов.
Боек коромысла подвергнут поверхностной закалке на глубину 1-3 мм.
В отверстие коромысла запрессована втулка. Коромысла надеты на ось. Для
смазки поверхности втулка имеет отверстие диаметром 4 мм и полость, в
которой собирается масло, поступающее из полости оси коромысла.
Стойка оси коромысла клапанов отлита из серого чугуна. Ее крепят на
головке цилиндра болтом и штифтом.
Пружина 17 предназначена для плотного прижатия в закрытом положении
клапана к гнезду головки цилиндров.
Пружина изготовлена из пружинной проволоки B-1 диаметром 3.5 мм и
оцинкована.
Впускной и выпускной клапаны 18 открывают и закрывают каналы головки
цилиндров, через которые в камеру сгорания поступает воздух и отводятся
отработанные газы. Впускной клапан изготовлен из стали 40Х, выпускной -
из жароупорной стали Х9С2. Клапаны состоят из тарелки и стержня. Рабочей
частью тарелки клапана является фаска, расположенная под углом 44?±30’.
Этой фаской клапан прилегает к гнезду в головке цилиндров. Фаски гнезда
и клапана тщательно притирают друг к другу.
Для вращении клапана во время протирки на тарелке имеется прорезь, в
которую вставляют инструмент. В выточке на конце стержня клапанов
устанавливают сухарики, а на них тарелку пружины.
Трактор Т-16. Распределительные шестерни дизеля Д-16
Распределительные шестерни передают вращение от коленчатого вала
распределительному валу и топливному насосу. Шестерни расположены на
передней стенке картера двигателя. Для более плавного зацепления
шестерни имеют спиральный зуб.
Боковой зазор между зубьями шестерни равен 0,1-0,3 мм.
Распределительная шестерня коленчатого вала находится в постоянном
зацеплении с шестерней привода масляного насоса и промежуточной
шестерней. На коленчатом валу ее закрепляют сегментной шпонкой. Про
межуточная шестерня насажена на палец, запрессованный в картер, и
находится в постоянном зацеплении с шестерней распределительного вала и
шестерней привода топливного насоса.
Работает декомпрессионный механизм следующим образом.
Распределительная шестерня 35 коленчатого вала через промежуточную
шестерню 25 и шестерню 37 приводит во вращение распределительный вал 5.
Кулачок вала через толкатель, штангу и коромысло, сжимая пружину,
утапливает клапан, вследствие чего надпоршневая полость цилиндра
сообщается с атмосферой (при открытии впускного клапана поршня
очищенного воздуха заполняет цилиндр, при открытии выпускного
отработанные продукты выбрасываются наружу). При последующем вращении
распределительного вала выступ кулачка отходит от толкателя и пол
действием пружины клапан закрывается: коромысло, штанга и толкатель при
этом возвращается в исходное положение. Затем процесс повторяется в
соответствии с фазами газораспределения дизеля.
В отличие от Д-16 кулачковый валД-21Авращается
во втулках.
Для синхронной работы механизма газораспределения с системой питания
шестерни устанавливаются по меткам, как показано на рис. 15.
Рис. 15. Расположение
приводных шестерен (Д-21А):
1 и 6 - ведомая и ведущая шестерни привода масляного насоса; 2 - ведущая
шестерня распределения; 3 и 4 - ведомая и промежуточная шестерни привода
ГРМ; 5 - шестерня привода ТНВД; 7 и 8 - шестерни привода
уравновешивающего механизма.
Декомпрессионный механизм
Т-16(рис. 16)
служит для облегчения запуска и экстренной остановки двигателя. Механизм
состоит из рейки 2 и двух рычагов 1, шарнирно соединенных с рейкой.
Рычаги жестко соединены с валиками 8, входящими своими фрезерованными
концами в проточки толкателей впускных клапанов. При передвижении рейки
2 поворачиваются рычаги 1 с валиками 8, которые своей цилиндрической
поверхностью поднимают толкатели, а те, в свою очередь, через штанги и
коромысла открывают впускные клапаны.