Трактор Т-16. Картер маховика, крышка распределительных шестерен и коренных
подшипников двигателя Д-16
Крышка распределительных шестерен отлита из алюминиевого сплава. На
передней стенке картера крышку крепят шпильками. Четыре резьбовых
отверстия на нижней плоскости крышки служат для крепления поддона
двигателя, а два отверстия на верхней плоскости для крепления кронштейна
стакана подшипника вентилятора.
Крышку люка 14 (см. рис. 2) пятью шпильками крепят на крышке
распределительных шестерен, закрывая отверстие для доступа к приводу
топливного насоса. Крышка распределительных шестерен самоходного шасси
Т-16 отлита из алюминиевого сплава. В верхней части крышка имеет
наклонный патрубок для заливки в двигатель масла и установки деталей
сапуна. Между крышкой люка и крышкой распределительных шестерен
установлена картонная уплотнительная прокладка.
Трактор Т-16. Картер маховика двигателя Д-16
Картер маховика (5) отливаемый из чугуна, соединяет двигатель и коробку
передач. На картере маховика двумя шпильками крепят стартер, шестерня
которого входит при запуске двигателя в зацепление с венцом маховика.
Для обеспечения нужного зацепления шестерни стартера с венцом маховика
взаимное расположение картера маховика и картера двигателя определяется
двумя установочными штифтами. Картер маховика крепят восемью шпильками,
вставляемыми в отверстия фланца картера. К корпусу трансмиссии картер
маховика крепят десятью болтами. Для герметичности между фланцами
картеров маховика и двигателя устанавливают прокладку. К торцовой
поверхности крепят фланец масляного поддона двигателя.
Коленчатый вал двигателя имеет три опоры, образованные постелями под
вкладыши в стенках картера, крышками и вкладышами коренных подшипников.
Крышки коренных подшипников
Крышки отлиты из серого чугуна. Крышка первого коренного подшипника
одновременно является корпусом масляного насоса. Такое совмещение имеет
недостаток. Ввиду того, что крышку растачивают совместно с картером, при
замене корпуса насоса необходимо заменять и картер. В целях устранения
этого недостатка завод изготовил партию двигателей, у которых крышка и
корпус масляного насоса являются отдельными деталями. Крышки коренных
подшипников растачивают вместе с картером до диаметра 66+0.018 мм.
Каждую крышку крепят к картеру двумя шпильками с гайками. Гайки
крепления крышки контрят специальным пластинчатым замком. Чтобы вкладыши
коренного подшипника не проворачивались в гнезде, каждый вкладыш имеет
усики, которые входят в пазы в гнёздах картера. К крышке второю
коренного подшипника на обоих торцах просверлено по два отверстия в
которые запрессованы штифты крепления бронзовых полуколец, удерживающих
коленчатый вал от продольного перемещения.
Трактор Т-16.
Детали кривошипно-шатунного механизма двигателя Д-16
Основные подвижные детали кривошипно-шатунного механизма следующие:
коленчатый вал 35 (рис. 6) поршень 6, компрессионные 7 и маслосъемные 8
кольца, поршневые пальцы 10, шатуны 11, вкладыши шатунные 12 и коренные
34, маховик с венцом 29, крышки шатунов 30.
Поршень 6 отлит из алюминиевого сплава. Сверху днище поршня имеет
сферическую лунку, предназначенную для улучшения смесеобразования. Так
как по время работы поршень нагревается неодинаково, для обеспечения
постоянного зазора между цилиндром и поршнем цилиндрическая наружная
поверхность поршня по высоте изготавливается различных размеров. Верхняя
часть поршня имеет меньший размер, а нижняя - больший.
На цилиндрической наружной поверхности поршня на дизель Т-16, выполнены
три канавки шириной 2.5+0.095+0.095 мм для установки компрессионных
колеи и две канавки шириной 5+0.0750.050 мм для установки маслосъемных
колец. Для отвода масла, снимаемого со стенок цилиндра маслосъемными
кольцами, в канавках для этих колец имеются радиальные и наклонные
отверстия, выходящие по внутреннюю полость поршня. Поршни, гак же как и
цилиндры, по диаметру юбки разбиваются на три размерные группы (табл.
2), соответствующие размерам внутреннего диаметра цилиндров, для
сохранения между поршнем и цилиндром зазора в пределах 0,22 - 0.26 мм.
Номер группы выбит на днище поршня дизеля Т-16 соответствующим клеймом.
В бобышках поршня сделаны отверстия диаметром 30-0,0180,030 мм для
установки поршневого пальца. Каждое отверстие имеет канавку, в которую
вставляют пружинное стопорное кольцо, предохраняющее палец от осевых
перемещений.
На дуге 72° у отверстий под поршневой палец сделаны карманы-холодильники
глубиной 0,2 мм.
Поршни, устанавливаемые на двигатель Д-16, должны отличаться по весу не
более чем на 16 г. При подготовке поршней по весу допускается снятие
металла с нижней части внутренней поверхности юбки.
Трактор Т-16. Коленчатый вал дизеля Т-16
Коленчатый вал дизеля 35 имеет три коренные и две шатунные шейки
диаметром 60+0.185+0.170 мм. Вал изготовлен из стали 45. Коренные и
шатунные шейки а целях придания их поверхностям высокой
износоустойчивости закалены токами высокой частоты на глубину 2,5-4 мм
тщательно отшлифованы и отполированы.
Шатунные и средняя коренная шейки имеют полости. Масло для смазки
подшипников поступает из масляной магистрали к средней коренной шейке
вала по отверстию диаметром 7.6 мм, а затем через отверстия диаметром 6
мм попадает в полости шатунных шеек.
Полости шатунных шеек закрыты специальными заглушками, стянутыми болтами
с гайками.
При работе двигателя взвешенные в масле частицы примесей под действием
центробежной силы отбрасываются к внутренней поверхности шеек, а
очищенное масло через запрессованные в отверстия трубки поступает дли
смазки поверхностей шеек и вкладышей.
На переднем конце коленчатого вала дизеля имеется резьбовое отверстие
1М16х1,5 в которое ввертываются специальный болт для проворачивания
коленчатого вала. На переднем же конце вала сделаны две канавки для
шпонок крепления шкива З8 и шестерни 30. На заднем конце вала имеется
шейка диаметром 80-0,02 мм для маховика. Для центрирования маховика на
валу в отверстие диаметром 120.03 мм запрессовывают штифт. Маховик на
валу крепят шестью болтами. Во внутреннюю полость вала диаметром
41,5+0.05 мм устанавливают шариковый подшипник 24.
На щеках вала отлиты специальные бобышки, с которых снимают металл при
статической балансировке.
От осевых перемещений вал удерживается двумя бронзовыми полукольцами,
устанавливаемыми в отверстие средней стенки картера.