Для отвода воздуха на головке топливного фильтра дизеля закреплен
продувочный краник 3, состоящий из шарикового клапана, штуцера и иглы с
рукояткой.
Из корпуса топливо сливают через отверстие, закрываемое пробкой 14.
Для подачи топлива в камеры сгорания в необходимом количестве и в
определенные моменты работы на двигатель Д-16 устанавливается
двухплунжерный ТНВД. Насос нагнетает топливо к форсункам под давлением
12,5 МПа.
ТНВД состоит из следующих основных деталей: корпуса 32 (рис. 20),
головки 1. плунжерных пар 16, нагнетательных клапанов 5, толкателей 24
плунжеров, кулачкового валика 25, рейки 30, фрикциона 18, шлицевой
втулки 28 и плиты 31 крепления.
Корпустопливного
насоса высокого давления (ТНВД)отлит
из серою чугуна и имеет верхнюю полость, и которой расположены
толкатели, пружины и рейка, и нижнюю полость, в которой находится
кулачковый валик 25. Верхняя и нижняя полости разделены перегородкой с
двумя отверстиями, в которых перемешаются толкатели 24. На боковой
стенке корпуса насоса имеется люк для доступа к расположенным внутри
корпуса механизмам. Люк закрыт чугунной крышкой 10 с приливам, в котором
имеется отверстие для заливки масла, закрываемое пробкой 11. На
противоположной стенке корпуса имеется прилив с отверстием, в которое
ввернут указатель 14 уровня масла, и отверстие, закрываемое пробкой 15
для слива масла. К передней и задней стенкам корпуса прикреплены фланец
19 крепления регулятора и установочный фланец 29. В гнезда фланцев
запрессованы шарикоподшипники 20, являющиеся опорами кулачкового валика.
Кроме того, в отверстие в задней стенке запрессована бронзовая втулка
рейки 30. Другой конец рейки входит в отверстие с лыськой в передней
стенке. Лыски в отверстии и на стенке устраняют возможность
проворачивания рейки вокруг оси. На передней стенке закреплена плита 31,
при помощи которой насос монтируют на двигателе. На нижней стенке
корпуса имеются два технологических отверстия, закрытых заглушками. К
верхней плоскости двумя шпильками 4 с гайками прикреплена головка 1 в
сборе с плунжерными парами 16 и нагнетательными клапанами 5.
Для центрирования головка имеет две втулки 7, входящие в отверстия
корпуса насоса. Головка насоса от акта из серого чугуна.
Для подвода топлива во внутреннюю полость гильз в головке имеются два
продольных канала, сообщающиеся между собой поперечным каналом. Топливо,
прошедшее через фильтр, поступает в правый канал и из него к плунжерным
парам.
Избыток топлива через поперечный канал поступает в левый канал и из него
через перепускной клапан попадает по трубке в подкачивающий насос.
Перепускной клапан открывается при давлении 0,04-0,06 МПа.