Цилиндр дизеля отлит из серого легированного чугуна. Для обеспечения
необходимой площади охлаждения наружная верхняя часть его сделана
ребристой (17 ребер). Ниже ребер на цилиндре имеется фланец с четырьмя
отверстиями для крепления на картере. Под фланцем цилиндр имеет
установочный поясок диаметром 10-0.05-0.14мм
для центрирования на картере. Поясок диаметром 110-0.05-0.14мм
имеется в верхней части для установки головки цилиндра.
Внутренний диаметр цилиндра дизеля равен 95+0.09мм.
По этому диаметру цилиндры делят на три размерные группы (табл. 2).
Таблица 2
Для обеспечения требуемого зазора между цилиндром и поршнем последние
также разбиты на три размерные группы. Овальность и конусность
внутренней поверхности цилиндра допускаются не более 0,03 мм.
Внутреннюю поверхность цилиндра для повышения прочности и
износоустойчивости подвергают закалке токами высокой частоты на глубину
1.5 мм и отпуску до получения твердости по Роквеллу (шкала С) не менее
40. После закалки и отпуска внутреннюю поверхность цилиндра хонингуют.
На двигателях последних выпусков головку и цилиндр крепят анкерными
шпильками. Для установки анкерных шпилек фланец в нижней части цилиндра
заменен буртиком.
Головка блока цилиндра дизеля отлита из серого чугуна. Наружная
поверхность головки, как и у цилиндра, сделана ребристой для увеличения
площади охлаждения. На цилиндре головку крепят четырьмя шпильками,
пропускаемыми в два отверстия диаметром 12,5+0.43мм
и два отверстия диаметром 13+0.019мм.
В два отверстия запрессованы втулки клапанов. Коническая поверхность с
меньшим основанием диаметром 40+0.17мм
служит для установки впускного клапана, а поверхность с основанием
диаметром 37+0.17мм
для установки выпускного клапана.
Эти поверхности сообщаются с впускным и выпускным каналами, отлитыми в
теле головки.
На верхней части головки цилиндров дизеля у впускного канала имеется
фланец, к которому на двух шпильках крепят впускной патрубок. Для
крепления выпускного коллектора головка имеет фланец на боковой
поверхности. В головке сделано отверстие диаметром 27+0.045мм
для установки предкамеры. В нижней части отверстия имеется горловина, а
в верхней - резьба для крепления форсунки.
На нижней поверхности головка блока цилиндров дизеляТ-16имеет
расточку для установки на цилиндре. Расточка имеет поясок, на который
надевают медное кольцо, уплотняющее стык между поверхностями головки и
цилиндра. Сверху на головке, кроме фланца крепления впускного патрубка,
имеется фигурный фланец, на котором крепят крышку клапанов и стойку оси
коромысел при помощи шпильки, ввертываемой в резьбовое отверстие
М10x1,5. Между фигурным фланцем головки и крышкой устанавливают
пробковую прокладку. Во фланце сделано отверстие, в которое
запрессовывают втулку, соединяющую пространство под крышкой клапанов с
впускным каналом для создания разрежения пол крышкой и обеспечения
подвода масла к клапанному механизму.
Два отверстия диаметром 26+0.28мм
служат для прохода штанг толкателей.
На боковых поверхностях головки блока цилиндров дизеля имеются резьбовые
отверстия для крепления дефлекторов и вентилятора системы охлаждения.
Окончательно головку цилиндров обрабатывают после запрессовки в нее
втулок (рис. 4) клапанов Втулки запрессовывают так, чтобы они выступали
над поверхностью головки на 8 мм. На выступающие части устанавливают
пружины клапанов. После запрессовки внутренние поверхности втулок
развертывают до диаметра 9+0.03мм.
Конические поверхности головки притирают совместно с клапанами.
Рис. 4. Втулка клапана
(Д-16).
Вставка предкамеры (рис. 5) изготовлена из жароупорной стали ЭСХ8.
Для прохода горящей смеси в надпоршневое пространство вставка в нижней
части имеет сопло диаметром 7.5+0.1мм.
У головки цилиндра дизеля, отлитой из алюминиевого сплава, изменены
формы впускного и выпускного каналов, вследствие чего улучшились
процессы поступления воздуха в цилиндр и отвода отработавших газов. Для
большей надёжности стойку оси коромысел и крышку клапанов на головке
измененной конструкции крепят при помощи двух шпилек. Кроме того, для
лучшей фиксации крышки в головку запрессован установочный штифт.
Рис.5. Вставка предкамеры
(Д-16).
Для предохранения клапанного механизма и обеспечения его смазки головки
цилиндров сверху закрывают литыми алюминиевыми крышками. Нижнюю
поверхность крышки тщательно обрабатывают для создания необходимого
уплотнения между головкой и крышкой. Центральное отверстие в крышке
служит для шпильки крепления ее на головке цилиндра.