Трактор ДТ-175С. Поршень дизеля СМД-66

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-175С (Шевчук В.П., Ракин Я.Ф.) -1988 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

Трактор ДТ-175С. Поршень дизеля СМД-66

 

 

Поршень 6  (см. рис. 3) отливают из алюминиевого сплава AЛ-25, содержащего повышенное количество кремния (около 13 %), который придает сплаву жаропрочность и уменьшает коэффициент линейного удлинения. Твердость материала поршня после термической обработки НВ 90 ... 130.

В днище поршня выполнена тороидальная камера открытого типа, где происходит основной процесс смесеобразования топлива с воздухом. Этому способствует интенсивное вихревое движение воздуха, создаваемое за счет направления струи воздуха ширмой седла впускного клапана касательно к диаметру цилиндра.

В верхней уплотняющей части поршня имеются три канавки трапециевидного сечения под компрессионные кольца и одна прямоугольного сечения — под маслосъемное кольцо. В канавке под маслосъемное кольцо просверлены шесть или восемь сквозных отверстий для отвода масла, снимаемого кольцом с зеркала цилиндра, внутрь поршня.

Срок службы поршня обычно определяется износом или разбиванием канавки под верхнее компрессионное кольцо, так как оно более нагружено от действия газовых сил, высокой температуры зоны камеры сгорания и попадания на трущиеся поверхности продуктов нагарообразования. Поэтому перед механической обработкой материал поршня в зоне верхнего кольца упрочняют плазменным переплавом с введением легирующих элементов (железа и никеля). Твердость переплавленного слоя НВ 110 ... 125.

С внутренней стороны днище поршня выполнено сферической формы, а на юбке отлиты две бобышки, в которых расточены отверстия под поршневой палец. У наружных краев этих отверстий прорезаны кольцевые канавки для установки стопорных колец, удерживающих палец от осевого смещения. На внутренней кромке отверстий сделаны фаски под углом 30°. Они способствуют снижению нагрузки при деформации поршневого пальца на работающем дизеле.

Поршневой палец смещен на 1,85 мм от оси поршня в сторону вращения коленчатого вала. Такое смещение обеспечивает более равномерную приработку поршня по высоте.

Отверстия под палец обработаны с высокой точностью. Зазор в сопряжении поршень — поршневой палец в холодном состоянии 0,003 ... 0,020 мм.
 

Внизу на юбке поршня выполнены два боковых выреза для прохода противовесов коленчатого вала при нахождении поршня в н. м. т.

Днище поршня с внутренней стороны охлаждается маслом, поступающим из вертикальных каналов перегородок блок-картера по трубке 2 (рис. 5). Для прохода трубки во время движения поршня в его юбке сделаны две прорези шириной 16 мм для обеспечения взаимозаменяемости поршня при установке в любой цилиндр.

Для компенсации неравномерности расширения поршня при нагреве и деформации от действия боковой силы профиль наружной поверхности овально-конусный. Овальную форму имеет только юбка поршня. Меньшая ось вала направлена вдоль оси поршневого пальца. Максимальная овальность (разность диаметров) составляет 0,5 мм, а по высоте разность диаметров вдоль образующей (конусность) — до 0,534 мм.

По наибольшему диаметру юбки поршни сортируют на две размерные группы «Б» и «М». Замеряют на высоте 41 мм от нижнего края поршня в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца. При диаметре юбки свыше 129,764 до 129,784 мм поршни относят к группе «Б», при диаметре от 129,744 до 129,764 мм — к группе «М».

Обозначение группы нанесено клеймом на днище поршня. При сборке двигателя группа поршня должна совпадать с группой гильзы.

В комплекте разница в массе поршней не должна превышать 10 г. Для этого поршни сортируют по массе на группы «1» и «2». При массе поршня от 2330 до 2340 г — «1», при массе свыше 2340 до 2350 г — «2». Группу по массе наносят ударным клеймом на донышке поршня. На двигатель устанавливают поршни одной группы.

Места маркировки коленчатого вала, шатуна, поршня, гильзы цилиндров показаны на рисунке 4.

Поршни и шатуны в пределах групп взаимозаменяемы. Но из-за смещения пальца с оси поршня собранные шатуны с поршнями различны для правого и левого рядов цилиндров.

Положение поршня во всех цилиндрах двигателя одинаково, а положение шатуна из-за несимметричности нижней головки

различно. Для правильной сборки шатуна с поршнем на его донышке нанесена стрелка. Шатун с поршнем собирают следующим образом: для левого ряда цилиндров шатун устанавливают широкой фаской в отверстии нижней головки в сторону стрелки на донышке поршня, а для правого ряда цилиндров — в противоположную сторону.

Собранные поршни с шатунами устанавливают в дизель стрелкой на донышке поршня в сторону вентилятора. При этом шатуны широкой фаской нижней головки станут к щекам коленчатого вала.

 

 

 

Рис. 5. Схема подачи масла на охлаждение поршни:
1 — основание; 2 — трубка; 3 — блок-картер; 4 — гильза цилиндров; 5 — поршень; 6 — шатун.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..