содержание ..
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19 20 ..
Трактор ДТ-175С. КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ дизеля СМД-66
Общие сведения. В кривошипно-шатунном механизме дизеля поступательное
движение поршней преобразуется во вращательное коленчатого вала.
Механизм дизеля СМД-66 состоит из коленчатого вала, шести комплектов
шатунов с поршнями, маховика и деталей, установленных на коленчатом валу
для различных приводов.
Коленчатый вал. На дизеле установлен четырехопорный коленчатый
вал 3 (рис 3) с тремя кривошипами, расположенными под углом 120°.
Коленчатый вал отштампован из стали 45Х. Для повышения прочности он
термообработан до твердости НВ 207 ... 255. Необходимая износостойкость
шатунных и коренных шеек достигнута поверхностной закалкой на глубину не
менее 2,5 мм до твердости не менее HRС, 52. Глубина закаленного слоя
обеспечивает возможность перешлифовки коренных и шатунных шеек на
ремонтные размеры.
Рис. 3. Кривошипно-шатунный механизм:
1 — шкив коленчатого вала; 2 — шестерня привода масляного насоса; 3 —
коленчатый вал; 4 — шатун; 5 — втулка верхней головки шатуна; 6 —
поршень; 7 — стопорное кольцо; 8 — поршневой палец; 9 — тангенциальный
расширитель маслосъемного кольца; 10 — сегмент маслосъемного кольца; 11
— второе и третье компрессионные кольца; 12 — верхнее компрессионное
кольцо; 13 — верхний вкладыш коренного подшипника;
24 — упорное полукольцо; 15 — маховик; 1-6 — прорезь для шипов нажимного
и промежуточного дисков сцепления; 17 — вентиляционное отверстие; 18 —
масленка; 19 — канал для смазывания; 20 — шариковый подшипник; 21 —
фланец коленчатого вала;
22 — зубчатый венец маховика; 23 и 33 — маслоотражатели; 24 — шестерня
привода газораспределения; 25 — крышка коренного подшипника: 26 — нижний
вкладыш коренного подшипника; 27 — штифт; 28 — полость шатунной шейки;
29 — шатунный болт; 30 — крышка нижней головки шатуна; 31 — вкладыш
шатунного подшипника; 32 передний противовес; 34 — храповик.
Кромки отверстий, выходящих на поверхность шеек,
скругляют и полируют для повышения усталостной прочности вала. Места
переходов шеек к щекам (галтели радиусом 5 мм) дополнительно упрочняют
поверхностным наклепом на станках, применяя накатку роликами. Такая
обработка галтелей повышает усталостную прочность вала на 30 ... 40 %.
Для уравновешивания моментов от центробежных сил инерции коленчатого
вала и сил инерции первого порядка от поступательно движущихся масс
поршня, шатуна, поршневого пальца и поршневых колец на продолжении щек
выполнено шесть противовесов и дополнительно установлены два противовеса
на концах вала.
Один противовес 32 установлен на переднем конце вала, другой выполнен в
виде прилива в маховике. Передний противовес напрессован на
цилиндрическую поверхность конца вала после шестерни 2 привода масляного
насоса. Его положение в угловом направлении фиксируется шпонкой. Угловое
положение противовеса в маховике определяется установкой на штифтах
фланца 21 и маховика 15.
Динамически вал балансируют совместно с передним противовесом. Вместо
маховика устанавливают технологический противовес, на каждую шатунную
шейку крепят технологический груз, приведенная масса которого
эквивалентна приведенной массе двух шатунно-поршневых комплектов.
При балансировке лишний металл высверливают или удаляют фрезерованием
противовесов на щеках. Остаточный дисбаланс всего узла не должен
превышать 70 г-см в плоскостях симметрии первой и шестой щек.
В шатунных шейках выполнены полости 28 двумя наклонными сверлениями. Со
стороны щек их закрывают резьбовыми пробками, предохраненными от
отвертывания шплинтами.
Полости шатунных шеек наклонными сверлениями соединены с поперечными
сквозными отверстиями в коренных шейках. По этим отверстиям масло
поступает от коренных подшипников в полости шатунных шеек, где
дополнительно очищается под действием центробежных сил и откуда через
отверстия, выходящие на поверхность шатунных шеек, поступает на
смазывание шатунных подшипников. Такая дополнительная система очистки
масла снижает изнашивание шатунных подшипников, работающих в более
тяжелых условиях, чем коренные.
Грязь и посторонние примеси из масла, осевшие на стенках полости,
удаляют при проведении технического обслуживания или ремонте.
Через наклонные сверления масло подается к каждой шатунной шейке от двух
коренных. Таким образом гарантируется смазывание шатунных подшипников в
случае возможного аварийного прекращения подачи масла от одного из
коренных подшипников.
На передний конец вала после противовеса
напрессован маслоотражатель 33. На конусную поверхность установлен
трехручьевой шкив 1 для привода вентилятора с водяным насосом и
воздушного компрессора. Шкив дополнительно зафиксирован шпонкой и
затянут храповиком 34, который от отворачивания застопорен замковой
шайбой. Ус шайбы входит в шпоночный паз шкива, а края шайбы отгибают на
грани храповика.
На задний конец коленчатого вала напрессована косозубая шестерня 24
привода механизма газораспределения, угловое положение которой
зафиксировано шпонкой. Через маслоотражатель 23 шестерня дополнительно
зафиксирована в осевом направлении фланцем 21.
Фланец прикреплен к заднему торцу коленчатого вала с помощью семи болтов
Ml6X2. Фланец центрируется в расточке коленчатого вала своим
цилиндрическим выступом, а в угловом положении — штифтом. Внутреннее
шлицевое отверстие фланца предназначено для ВОМ.
Маховик установлен на торце большого диаметра фланца с помощью двух
штифтов и закреплен восьмью болтами Ml6.
Болты соединения фланца с коленчатым валом и маховика с фланцем
изготавливают из термообработанной стали 40ХН2МА Момент затяжки болтов —
240 ... 260 Н-м (24 ... 26 кгс-м).
Передний и задний концы коленчатого вала уплотнены резиновыми манжетами,
установленными в передней крышке и картере маховика. Передняя манжета
сопрягается рабочей кромкой со шлифованной наружной поверхностью ступицы
шкива, задняя — с цилиндрической поверхностью фланца коленчатого вала.
Они вместе с маслоотражателями 23 и 33 препятствуют вытеканию масла из
картера, также попаданию в него ныли.
По диаметрам коренных и шатунных шеек коленчатые валы изготавливают двух
производственных размеров (номиналов). Возможно сочетание номиналов.
Например, шатунные шейки изготовлены по одному номиналу, а коренные по
другому.
Размеры коренных и шатунных шеек, маркировка
коленчатого вала, размеры внутренних диаметров подшипников и маркировка
соответствующих вкладышей приведены в таблице 1.
Размеры внутреннего диаметра подшипников даны в таблице при условии
затяжки крышек коренных подшипников и крышки нижних головок шатуна
соответствующим моментом. Маркировку коленчатого вала наносят на первой
щеке (рис. 4). Отсутствие маркировки соответствует второму номиналу.
1. Производственные размеры и маркировка
коленчатого вала, вкладышей коренных и шатунных подшипников
Рис. 4. Расположение маркировок на деталях
кривошипно-шатунного механизма:
1 — группа шатуна по массе;
2 — группа поршня по массе;
3 — размерная группа поршня;
4 — клеймо знака ОТК; 5 — стрелка, указывающая положение установки
поршня с шатуном в цилиндре дизеля; 6 - номер комплектности шатуна
с крышкой; 7 — размерная группа гильзы цилиндров; 8 — маркировка вала по
производственным размерам шатунных и коренных шеек.
содержание ..
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19 20 ..
|