Трактор ДТ-175С. КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ дизеля СМД-66

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-175С (Шевчук В.П., Ракин Я.Ф.) -1988 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

  

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

Трактор ДТ-175С. КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ дизеля СМД-66

 


Общие сведения. В кривошипно-шатунном механизме дизеля поступательное движение поршней преобразуется во вращательное коленчатого вала.

Механизм дизеля СМД-66 состоит из коленчатого вала, шести комплектов шатунов с поршнями, маховика и деталей, установленных на коленчатом валу для различных приводов.



Коленчатый вал. На дизеле установлен четырехопорный коленчатый вал 3 (рис 3) с тремя кривошипами, расположенными под углом 120°.

Коленчатый вал отштампован из стали 45Х. Для повышения прочности он термообработан до твердости НВ 207 ... 255. Необходимая износостойкость шатунных и коренных шеек достигнута поверхностной закалкой на глубину не менее 2,5 мм до твердости не менее HRС, 52. Глубина закаленного слоя обеспечивает возможность перешлифовки коренных и шатунных шеек на ремонтные размеры.

 

 

 

 

 

Рис. 3. Кривошипно-шатунный механизм:
1 — шкив коленчатого вала; 2 — шестерня привода масляного насоса; 3 — коленчатый вал; 4 — шатун; 5 — втулка верхней головки шатуна; 6 — поршень; 7 — стопорное кольцо; 8 — поршневой палец; 9 — тангенциальный расширитель маслосъемного кольца; 10 — сегмент маслосъемного кольца; 11 — второе и третье компрессионные кольца; 12 — верхнее компрессионное кольцо; 13 — верхний вкладыш коренного подшипника;
24 — упорное полукольцо; 15 — маховик; 1-6 — прорезь для шипов нажимного и промежуточного дисков сцепления; 17 — вентиляционное отверстие; 18 — масленка; 19 — канал для смазывания; 20 — шариковый подшипник; 21 — фланец коленчатого вала;
22 — зубчатый венец маховика; 23 и 33 — маслоотражатели; 24 — шестерня привода газораспределения; 25 — крышка коренного подшипника: 26 — нижний вкладыш коренного подшипника; 27 — штифт; 28 — полость шатунной шейки; 29 — шатунный болт; 30 — крышка нижней головки шатуна; 31 — вкладыш шатунного подшипника; 32 передний противовес; 34 — храповик.

 

 

 

 

Кромки отверстий, выходящих на поверхность шеек, скругляют и полируют для повышения усталостной прочности вала. Места переходов шеек к щекам (галтели радиусом 5 мм) дополнительно упрочняют поверхностным наклепом на станках, применяя накатку роликами. Такая обработка галтелей повышает усталостную прочность вала на 30 ... 40 %.

Для уравновешивания моментов от центробежных сил инерции коленчатого вала и сил инерции первого порядка от поступательно движущихся масс поршня, шатуна, поршневого пальца и поршневых колец на продолжении щек выполнено шесть противовесов и дополнительно установлены два противовеса на концах вала.

Один противовес 32 установлен на переднем конце вала, другой выполнен в виде прилива в маховике. Передний противовес напрессован на цилиндрическую поверхность конца вала после шестерни 2 привода масляного насоса. Его положение в угловом направлении фиксируется шпонкой. Угловое положение противовеса в маховике определяется установкой на штифтах фланца 21 и маховика 15.

Динамически вал балансируют совместно с передним противовесом. Вместо маховика устанавливают технологический противовес, на каждую шатунную шейку крепят технологический груз, приведенная масса которого эквивалентна приведенной массе двух шатунно-поршневых комплектов.

При балансировке лишний металл высверливают или удаляют фрезерованием противовесов на щеках. Остаточный дисбаланс всего узла не должен превышать 70 г-см в плоскостях симметрии первой и шестой щек.

В шатунных шейках выполнены полости 28 двумя наклонными сверлениями. Со стороны щек их закрывают резьбовыми пробками, предохраненными от отвертывания шплинтами.

Полости шатунных шеек наклонными сверлениями соединены с поперечными сквозными отверстиями в коренных шейках. По этим отверстиям масло поступает от коренных подшипников в полости шатунных шеек, где дополнительно очищается под действием центробежных сил и откуда через отверстия, выходящие на поверхность шатунных шеек, поступает на смазывание шатунных подшипников. Такая дополнительная система очистки масла снижает изнашивание шатунных подшипников, работающих в более тяжелых условиях, чем коренные.

Грязь и посторонние примеси из масла, осевшие на стенках полости, удаляют при проведении технического обслуживания или ремонте.

Через наклонные сверления масло подается к каждой шатунной шейке от двух коренных. Таким образом гарантируется смазывание шатунных подшипников в случае возможного аварийного прекращения подачи масла от одного из коренных подшипников.

 

 

На передний конец вала после противовеса напрессован маслоотражатель 33. На конусную поверхность установлен трехручьевой шкив 1 для привода вентилятора с водяным насосом и воздушного компрессора. Шкив дополнительно зафиксирован шпонкой и затянут храповиком 34, который от отворачивания застопорен замковой шайбой. Ус шайбы входит в шпоночный паз шкива, а края шайбы отгибают на грани храповика.

На задний конец коленчатого вала напрессована косозубая шестерня 24 привода механизма газораспределения, угловое положение которой зафиксировано шпонкой. Через маслоотражатель 23 шестерня дополнительно зафиксирована в осевом направлении фланцем 21.

Фланец прикреплен к заднему торцу коленчатого вала с помощью семи болтов Ml6X2. Фланец центрируется в расточке коленчатого вала своим цилиндрическим выступом, а в угловом положении — штифтом. Внутреннее шлицевое отверстие фланца предназначено для ВОМ.

Маховик установлен на торце большого диаметра фланца с помощью двух штифтов и закреплен восьмью болтами Ml6.

Болты соединения фланца с коленчатым валом и маховика с фланцем изготавливают из термообработанной стали 40ХН2МА Момент затяжки болтов — 240 ... 260 Н-м (24 ... 26 кгс-м).

Передний и задний концы коленчатого вала уплотнены резиновыми манжетами, установленными в передней крышке и картере маховика. Передняя манжета сопрягается рабочей кромкой со шлифованной наружной поверхностью ступицы шкива, задняя — с цилиндрической поверхностью фланца коленчатого вала. Они вместе с маслоотражателями 23 и 33 препятствуют вытеканию масла из картера, также попаданию в него ныли.

По диаметрам коренных и шатунных шеек коленчатые валы изготавливают двух производственных размеров (номиналов). Возможно сочетание номиналов. Например, шатунные шейки изготовлены по одному номиналу, а коренные по другому.

 

Размеры коренных и шатунных шеек, маркировка коленчатого вала, размеры внутренних диаметров подшипников и маркировка соответствующих вкладышей приведены в таблице 1.

Размеры внутреннего диаметра подшипников даны в таблице при условии затяжки крышек коренных подшипников и крышки нижних головок шатуна соответствующим моментом. Маркировку коленчатого вала наносят на первой щеке (рис. 4). Отсутствие маркировки соответствует второму номиналу.

 

1. Производственные размеры и маркировка коленчатого вала, вкладышей коренных и шатунных подшипников

 

 

 

 

 

Рис. 4. Расположение маркировок на деталях кривошипно-шатунного механизма:
1 — группа шатуна по массе;
2 — группа поршня по массе;
3 — размерная группа поршня;
4 — клеймо знака ОТК; 5 — стрелка, указывающая положение установки поршня с шатуном в цилиндре дизеля; 6 - номер комплектности шатуна
с крышкой; 7 — размерная группа гильзы цилиндров; 8 — маркировка вала по производственным размерам шатунных и коренных шеек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..