При сборке коробки передач необходимо соблюдать следующие требования:
трущиеся поверхности, гладкие отверстия шестерен и наружные поверхности
втулок подшипников скольжения смазывают трансмиссионным маслом;
внутренние и наружные кольца цилиндрических роликоподшипников должны
быть одной группы;
передняя крышка и корпус коробки передач не должны раскомплектовываться
и обрабатываются в сборе, на их верхних плоскостях проставляют
одинаковые порядковые номера;
ролико- и шарикоподшипники перед установкой на валы нагревают в масляной
ванне до температуры 80 ... 100 °С;
нижний вал комплектуется с конической шестерней главной передачи;
разукомплектование этой конической пары не допускается;
перемещение рычагов переключения передач из нейтрального положения
вправо или влево до отказа должно происходить с плавно возрастающим
усилием упругого сопротивления пружин;
перемещение валиков с вилками должно быть
свободным, с четкой фиксацией нейтрального и рабочих положений;
поворот рычагов валиков фиксаторов должен быть свободным, без заеданий
при нейтральном положении рычага переключения передач и в положениях,
соответствующих полному включению какой-либо передачи; при
заблокированных фиксаторах перемещение валиков не допускается;
при перемещении валика с вилкой из нейтрального положения в рабочее
другой валик должен надежно стопориться шариковым замком в нейтральном
положении;
шпильки устанавливают на сурике железном густотертом; нормальный зазор
между отверстием в шестернях и наружной поверхностью втулок должен быть
0,12 ... 0,21 мм; допустимый зазор 0,3 мм;
нормальный боковой зазор между шлицами верхнего вала и втулками шестерен
должен быть 0,146 ... 0,424 мм; допустимый зазор 1,0 мм;
коробка передач поступает в запасные части в комплекте с конической
шестерней. При замене коробки на тракторе необходимо одновременно
заменить коническую шестерню главной передачи. Порядковый номер
конической шестерни маркируется на корпусе коробки передач.
В процессе сборки коробки передач необходимо обеспечивать зазоры и
натяги в сопряжениях деталей, указанные в табл. 52.
Сборка верхнего вала. Верхний вал 1 (см. рис. 90) устанавливают в
приспособление поверхностью со шпоночным пазом вниз. Последовательно
устанавливают на вал кольцо 3, втулку 6, шестерню 4, муфты 5 и 8, вторую
втулку 6, шестерню 7, вторые муфты 5 и 8, третью втулку 6, шестерню 9 и
втулку 10. При установке муфт и втулок пазы со снятыми шлицами совмещают
с каналами подвода смазочного материала в верхнем вале. Устанавливают
хомут 12 с пружиной 11 на втулку 10 лыской в сторону нижнего вала и
совмещают смазочные отверстия. Устанавливают шестерню 13 и втулки 14 и
19 па верхний вал.
Сдвинув детали, установленные на вал, до упора, ставят пакет прокладок
18 так, чтобы обеспечить зазор А — 0,05 ... 0,3 мм между втулкой 19 и
подшипником 15. Прокладки толщиной 2 мм устанавливают с двух сторон
пакета. Нагревают подшипник 15 в масляной ванне до температуры 80 ... 90
°С и, напрессовав его на вал, надевают стопорную шайбу 17 и затягивают
гайкой 16 с моментом затяжки 450 ... 550 Н-м. Отгибают стопорную шайбу
на грань гайки 16. Переворачивают верхний вал. Нагревают подшипник 2 в
масляной ванне до температуры 80 ... 90 СС и напрессовывают на вал до
упора. У собранного верхнего вала шестерни должны свободно вращаться на
втулках, а муфты должны перемещаться без заеданий.
Сборка первого промежуточного вала. Первый промежуточный вал 15
(см. рис. 91) устанавливают в приспособление шлицевой поверхностью вверх
и надевают на него втулку 14, шестерни 2, 3 и 4 и кольцо 13. Далее
собирают шестерню 7 с кольцами 5, подшипни-ками 12, проставкой 6 и
напрессовывают ее на вал до упора в кольцо 13. Надевают кольцо И.
Нагревают подшипник 8 в масляной ванне до температуры 80 ... 90 °С и
напрессовывают на вал до упора в кольцо 11. Устанавливают стопорную
шайбу 9, навертывают гайку 10 обработанным торцом к шайбе, затягивают ее
моментом затяжки 450 ... 550 Н-м и стопорят шайбой 9. Переворачивают
вал. Нагревают подшипник 1 в масляной ванне до температуры 80 ... 90 °С
и напрессовывают его на вал до упора.
Сборка второго промежуточного вала. Второй
промежуточный вал 1 (см. рис. 92) устанавливают в приспособление
резьбовым концом вверх и собирают его с шестерней 10, втулкой 9,
шестернями 8 и 7, втулкой 6, шестернями 5 и 4. Сдвинув до упора шестерни
и втулки, устанавливают пакет прокладок 3, обеспечив зазор А = = 0,05
... 0,3 мм между торцом шестерни 4 и торцом внутреннего кольца
подшипника 2. Прокладки толщиной 2 мм устанавливают с двух сторон
пакета. Нагревают подшипник 2 в масляной ванне до температуры 80 ... 90
°С и устанавливают на вал. Переворачивают вал 1. Нагревают подшипник 11
в масляной ванне до температуры 80 ... 90 °С и напрессовывают на вал до
упора. Устанавливают стопорное кольцо 12.
Сборка нижнего вала. Нижний вал 1 (см. рис. 93) устанавливают в
приспособление конической шестерней вниз. Нагревают подшипник 17 в
масляной ванне до температуры 80 ... 90 °С и устанавливают на вал до
упора в бурт. Далее устанавливают последовательно втулки 16 и 11,
шестерню 15, муфты 14 и 9, вторую втулку 11, шестерню 13, проставку 12,
третью втулку 11, шестерню 10, муфты 8 и 9, втулку 7, шестерню 6, кольцо
5 и втулку 4. Сдвинув все детали до упора, устанавливают пакет прокладок
3, так чтобы обеспечить зазор А =0,05...0,3 мм между торцом втулки 4 и
внутренним кольцом подшипника 2. Прокладки толщиной 2 мм ставят с обеих
сторон пакета. Нагревают подшипник 2 в масляной ванне до температуры 80
... 90 °С и напрессовывают на вал до упора.
При сборке вала необходимо совмещать паз со снятым шлицем в муфтах и
втулках с отверстиями подвода смазочного материала к втулкам в валу.
Нижний вал устанавливается комплектно с проверенной по зацеплению зубьев
конической шестерней главной передачи.
Сборка валов с передней крышкой. Верхний вал 4 устанавливают на
стол стенда (см. рис. 89), так чтобы расстояние от торца зубьев шестерни
8 (см. рис. 90) до плоскости А приспособления (см. рис. 89) было (126 ±
0,06) мм. Этот размер устанавливают с помощью шаблона. Указанный размер
обеспечивает в собранной коробке передач расстояние Г = (126 ± 0,2) мм
(см. рис. 88). Устанавливают первый промежуточный вал 2 (см. рис. 89) в
приспособление, так чтобы выступание торцов зубьев шестерни 8 (см. рис.
90) верхнего вала по отношению к торцам зубьев шестерни 2 (см. рис. 91)
первого промежуточного вала было (2 ± 0,5) мм. Устанавливают валы в
приспособление на указанные размеры вращением рукояток 8 (см. рис. 89).
Устанавливают второй промежуточный вал 5 в при-
сПособление, так чтобы зазор между торцами шестерни
2 (см. рис. 91) первого промежуточного вала и шестерни 7 (см. рис. 92)
второго промежуточного вала был в пределах (4 ± 0,5) мм. Устанавливают
нижний вал 6 (см. рис. 89). Ставят переднюю крышку 3 коробки передач на
штифты 1 и плоскость приспособления и прижимают прижимами 7.
Надев пакет прокладок 108 (см. рис. 86—88) на фланец корпуса подшипников
верхнего вала 99 и уплотнительное кольцо, устанавливают корпус
подшипников в переднюю крышку 2. Запрессовывают наружное кольцо
подшипника 109 до упора в бурт корпуса подшипников верхнего вала 99.
Нагревают подшипник 100 в масляной ванне до температуры 80 ... 90 иС и
напрессовывают его на верхний вал 103 до упора в подшипник 109 номером
на кольце вверх, устанавливают маслоотражатель 106 и шпонку 105.
Смазывают прокладку 107 лаком «Герметик» и устанавливают ее на фланец
корпуса подшипников верхнего вала 99; устанавливают крышку 27 верхнего
вала и закрепляют вместе с корпусом подшипников болтами 25 с пружинными
шайбами 26. Надевают резиновое кольцо 104 на крышку верхнего вала.
Нагревают фланец 7 до температуры (260 ± ± Ю) °С и напрессовывают на
верхний вал 103. Навертывают гайку 102 на верхний вал 103 до упора во
фланец 7 и стопорят двумя болтами 101 с пружинными шайбами. Проверяют
размер Г = (126 ± ± 0,2) мм и при необходимости регулируют прокладками
108.
Надевают пакет прокладок 96 и уплотнительное кольцо на корпус
подшипников 98 первого промежуточного вала, устанавливают его в переднюю
крышку 2. Запрессовывают наружное кольцо подшипника 109 в корпус
подшипников 98 до упора номером на кольцо вверх. Нагревают подшипник 100
в масляной ванне до 80 ... 90 °С и напрессовывают на первый
промежуточный вал 80 до упора в подшипник 109. Устанавливают стопорную
шайбу внутренним усиком в шпоночный паз вала 80, навертывают гайку 97
обработанным торцом к шайбе и отгибают концы шайбы на грани гайки.
Смазывают прокладку лаком «Герметик» с обеих сторон, устанавливают ее и
крышку 4 на фланец корпуса подшипников 98 и закрепляют болтами 25 с
пружинными шайбами 26. Проверяют размер (2 ± 0,5) мм и при необходимости
регулируют прокладками 96.
Надевают пакет прокладок 95 и уплотнительное кольцо на корпус
подшипников 93 второго промежуточного вала, устанавливают его в переднюю
крышку 2. Запрессовывают наружное кольцо подшипника 90 в корпус
подшипников 93 до упора в бурт номером на кольце вверх. Нагревают
подшипник 92 в масляной ванне до 80 ... 90 °С и напрессовывают на второй
промежуточный вал 83 до упора в подшипник 90. Устанавливают стопорную
шайбу внутренним усиком в шпоночный паз вала 83, навертывают гайку 94
обработанным торцом к шайбе и отгибают концы шайбы на грани гайки.
Смазывают прокладку с обеих сторон лаком «Герметик», устанавливают ее и
крышку 32 на фланец корпуса подшипников 93 второго промежуточного вала и
закрепляют болтами 25 с пружинными шай-бами 26. Проверяют размер (4 ±
0,5) мм и при необходимости регулируют прокладками 95.
Надевают пакет прокладок 88 и уплотнительное кольцо па корпус
подшипников нижнего вала 85, устанавливают его в переднюю крышку 2.
Запрессовывают наружное кольцо подшипника 90 в корпус подшипников до
упора в бурт. Устанавливают стопорную шайбу внутренним усиком в
шпоночный паз нижнего вала 85, навертывают гайку 91 обработанным торцом
к шайбе и отгибают концы шайбы на грань гайки. Толщину пакета
регулировочных прокладок 88 окончательно устанавливают при регулировке
размера Д = 83,9 ± ±0,1 мм (см. рис. 88).
Сборка корпуса. Корпус 1 коробки передач
(см. рис. 86—88) устанавливают на подставку. Смазывают трансмиссионным
маслом посадочные места под подшипники в корпусе коробки и устанавливают
наружные кольца подшипников 76, 78, 82 и 84, расположив гнезда под
стопоры против отверстий в корпусе. Устанавливают стопор 74 в отверстие
корпуса до упора в гнездо подшипника 76 и запрессовывают заглушку 73 до
упора в гнездо корпуса. Аналогично устанавливают стопоры и заглушки под
подшипники 78, 82 и 84. Надевают резиновое кольцо 77 на крышку 79 и
устанавливают ее в корпус коробки передач.
Устанавливают стопорное кольцо 81 в канавку корпуса коробки.
Запрессовывают штифты 3 и 86 (если они выпрессовывались) и втулку 110 в
отверстия корпуса. Смазывают прокладку с обеих сторон лаком «Герметик» и
вместе с крышкой 34 устанавливают на корпус коробки и закрепляют гайками
35 с пружинными шайбами. Ввертывают магнитную пробку 33 с прокладкой в
крышку 34.
Сборка передней крышки с корпусом коробки
передач. Корпус
коробки передач и передняя крышка должны иметь одинаковый порядковый
номер. Корпус устанавливают на стенд (см. рис. 85) привалочной
плоскостью вниз и закрепляют прижимами. Смазывают прокладку 87 (см. рис.
86—88) с обеих сторон лаком «Герметик» и устанавливают на фланец корпуса
коробки передач 1. Устанавливают переднюю крышку 2 в сборе с валами на
корпус коробки, так чтобы штифты 86 вошли в отверстия передней крышки.
Вставляют пружину 72 в отверстие корпуса. Закрепляют переднюю крышку 2
болтами 29 с шайбами. Поворачивают коробку передач и выставляют нижний
вал 85 на размер Д = (83,9 ± 0,1) мм между торцом вала и плоскостью
корпуса коробки прокладками 88. Размер Д (см. рис. 88) замеряют при
сдвинутом нижнем вале 85 во внутрь коробки передач.
Смазывают прокладку лаком «Герметик» и устанавливают на фланец корпуса
подшипников 89 (см. рис. 86—88). Ввертывают штуцер подвода смазочного
материала в крышку 28, устанавливают ее на прокладку и, перемещая в
пределах зазора между болтами и отверстиями, находят такое положение,
когда при вращении нижнего вала 85 штуцер не задевает за него. В этом
положении крышку закрепляют болтами 25 с прижимным шайбами 26.
Ввертывают
в отверстия передней крышки 2 две шпильки и, надев
на них треножки 30, закрепляют их гайками 31.