Краны широко применяют на нижних лесных складах, лесоперевалочных базах,
лесопильно-деревообрабатывающих и других предприятиях для выполнения
различных видов работ по подъему, перемещению и укладке лесных грузов.
Выбор того или иного типа крана зависит от массы груза, выполняемых
операций, условий работы. Применяемые в лесной промышленности краны
можно подразделить на три основных типа: мостовые, кабельные и
стреловые. В каждой группе имеются различные виды кранов.
Мостовые краны для лесных грузов
К кранам мостового типа относятся мостовые, козловые и
консольно-козловые. Грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке или
тали, перемещающихся по передвижному мосту
У мостовых кранов мост перемещается по рельсовому
пути, закрепленному на колоннах или элементах сооружений; у козловых
мост установлен на двух высоких опорных стойках (козлах), перемещающихся
по наземному крановому пути; у консольно-козловых мост с одной или двумя
консолями установлен на двух высоких опорных стойках (козлах) и
перемещается по наземному крановому пути.
Мостовые краны применяют для разгрузки леса с подвижного состава
лесовозного транспорта за один прием и создания запасов хлыстов или
деревьев на нижних складах. Краны обладают хорошей устойчивостью,
большой грузоподъемностью, имеют жесткую конструкцию и просты в
эксплуатации. К недостаткам следует отнести большие затраты на
строительство крановых путей.
Мостовой кран состоит из двухбалочного моста (рис. IV. 12), грузовой
тележки 1, механизмов подъема 5 груза и передвижения 18, механизма
передвижения крана, электрооборудования и кабины 8. Мост крана состоит
из ферм 6 и 15, соединенных между собой опорными концевыми балками 11 и
20. По рельсам 7 перемещается грузовая тележка. С обеих сторон моста
имеются площадки 3 я 19 для обслуживания механизма передвижения. Мост
перемещается по крановым путям 9 на колесах 2, которые приводятся в
движение от электродвигателя 17 двумя трансмиссионными валами 14, двумя
редукторами 13 и двумя валами 12. Тормоз 16 установлен на валу
электродвигателя. На грузовой тележке расположены механизмы подъема
груза и передвижения самой тележки. Механизм подъема груза состоит из
электродвигателя, редуктора, тормоза и грузового барабана. Механизм
перемещения тележки имеет электродвигатель, тормоз и вертикальный
редуктор, соединенный с приводными колесами зубчатой муфтой. Питание
электродвигателей осуществляется посредством троллей 10 через
токоприемники или гибкого кабеля от электросети. Кабина кранов-щика
прикреплена под мостом на одном из его концов. При пролетах более 20 м
кабину для лучшего обзора подвешивают посредине моста или закрепляют к
раме грузовой тележки. Грузоподъемность кранов для разгрузки лесовозного
транспорта 30 т; скорость подъема груза 0,17 м/с, передвижения тележки
0,7 м/с и моста 1,33 м/мин. Мостовые краны снабжены крюковой подвеской 4
или грейфером.