Канатные установки применяют в условиях резко пересеченного рельефа
местности, на крутых склонах гор, когда трелевочные тракторы применять
неэффективно, а часто и невозможно. В зависимости от технологии
разработки лесосек применяются различные модификации канатных установок
и их сочетание. Все канатные установки имеют элементы, присущие у каждой
из них, — это мачты (одна, две и более), служащие опорами для канатной
оснастки; канатно-блочная система, обеспечивающая выполнение всех
операций по перемещению деревьев, хлыстов или сортиментов от места валки
леса до места погрузки на подвижной состав лесовозного транспорта;
привод установок— лебедки, приводящие в действие канатно-блочную систему
по перемещению заготовленного леса. Наибольшее распространение получили
подвесные трелевочно-транспортные установки ЛЛ-24, ЛЛ-26А и транспортные
установки ЛЛ-27 и ЛЛ-29.
Полуподвесные канатные установки, как правило, однопролетные, многие из
них состоят из тех же узлов, что и подвесные, поэтому они еще называются
унифицированными. Некоторые из них имеют несущий и тяговый канаты, у
других (ЛЛ-25) функции несущего каната выполняет замкнутый
тягово-подъемный канат. Кроме транспортных и трелевочно-транспортных
установок имеются погрузочные канатные установки (кабельные краны).
Рис. IV.7. Схемы канатной установки ЛЛ-26-А и каретки:
а — схема установки: 1 — канаты
для закрепления зажима; 2 — зажим несущего каната; 3 — несущий канат; 4
— каретка с грузом; 5 — канат для поддержки промежуточного башмака; 6 —
промежуточный башмак; 7 — полиспаст; 8 — лебедка; 9 —
тягово-грузоподъемный канат; 10 — растяжки; 11 — улавливающий блок; 6 —
кинематическая схема каретки
Трелевочно-транспортная установка ЛЛ-26-А (рис. IV.7, а)
грузоподъемностью 3 т относится к двухканатным системам. Она имеет
несущий и тягово-грузоподъемный канаты, обеспечивает подтаскивание (подтрелевку)
леса к несущему канату с расстояния 50 м и подвесную его транспортировку
на расстояние 'до 1500 м. Приводом установки служит лебедка ЛЛ-12А.
Скорость движения каретки 4—5 м/с. Установка ЛЛ-26А снабжена кареткой,
которая может стопориться в любой точке на несущем канате. Стопорение
каретки и освобождение ее осуществляет лебедчик при помощи тягового
каната. Установка работает на спуск и на подъем и может грузить лес
непосредственно на подвижной состав лесовозных дорог. Приводом установки
служит лебедка ЛЛ-26. Кинематическая схема бесстопорной каретки
приведена на рис. IV.7, б. Несущий канат 6 в каретке находится между
колодками 3, закрепленными на рычагах. При свободном движении каретки
колодки 3 при помощи пружин 17 отведены от каната, а пружины 21, которые
прижимают колодки к несущему канату, в это время растянуты клином,
перемещающимся при помощи тяги 16, и удерживаются в верхнем положении
чекой 15.
Для удержания каретки на несущем канате в любой его точке каретку
останавливают в этой точке и перемещают в обратном направлении на
некоторое расстояние. Каток 10 при обратном движении каретки вращается в
обратную сторону и через систему шестерен вращение передается валику 11,
который через счетный механизм вращает эксцентрик 12, который ударяет по
рычагу 13 и через тягу 14 выводит чеку 15 из зацепления с тягой 16
клина, и рычаги 7 под действием пружины 21 посредством роликов 8
прижимают колодки к несущему канату. Далее каретка своими роликами 9
накатывается на скощенные поверхности колодок и закрепляется на несущем
канате. Одновременно с перемещением клина вниз поворачивается рычаг 18 и
поднимает стакан 19, рычаг 2 опускается, пружина 20 в стакане сжимается,
так как давление бобышки 5 под действием массы крюка или груза
препятствует перемещению фиксатора 4 вверх, и грузовой крюк остается
зафиксированным в каретке. Для опускания крюка на землю необходимо
уменьшить давление бобышки 5 на фиксатор 4 кратковременным натяжением
тягово-грузоподъемного каната. В результате фиксатор под действием
сжатой пружины 20 поднимается и освобождает бобышку 5, а грузовой крюк
опускается на землю. Рычаг 2 отклоняется бобышкой, а затем под действием
пружины 1 возвращается в исходное положение.
Транспортные установки ЛЛ-27 и ЛЛ-29 (рис. IV.8) грузоподъемностью 3 и 6
т применяют для транспортировки леса на расстояние 800—1000 м. Они имеют
несущий, грузоподъемный и тяговые канаты. Приводом установок служат
лебедки: для ЛЛ-27—ЛЛ-12А, для ЛЛ-29—ЛЛ-8. Скорость движения каретки 5—7
м/с. Установки работают на спуск и на подъем. Погрузка леса на подвижной
состав лесовозных дорог производится непосредственно самой установкой
крупными пакетами или челюстными погрузчиками. Трелевку леса к установке
выполняют тракторами, канатными трелевочными установками. Каретка,
состоит из одно- или двухсекционной балансирных тележек. Спаренные
тележки применяют для транспортировки хлыстов с захватом в двух точках,
для чего тележки соединяют между собой шарнирно-жестким дышлом; при
транспортировке сортиментов можно применять одну секцию балансирной
тележки.
Установка ЛЛ-25 (рис. IV.9, а) состоит из трактора, оснащенного лебедкой
с канатоведущим шкивом, передвижной головной мачты, тягово-несущего
каната и каретки. Тыловой мачтой служит растущее дерево.
Каретка установки (узел А) состоит из корпуса 7, в котором размещены
ходовое колесо 6, направляющий ролик 8, стопорная муфта 9 и защелка 10.
Ходовое колесо опирается на
тягово-несущий канат 4, один конец которого огибает блок 11 тыловой
мачты и крепится к корпусу каретки. Второй конец каната огибает блок
головной мачты, канатонаправляющее устройство и шкив самоходной лебедки
и крепится к стопорной муфте 9. Муфта 9 фиксируется в корпусе каретки
защелкой 10 автоматически, а расфиксация муфты производится вручную.
Установка работает следующим образом. Ходом трактора, вперед натягивают
канатную систему. Вращением канатоведущего шкива каретку перемещают в
порожнем направлении. Па сигналу прицепщика каретку останавливают и
задним ходом трактора опускают канатную систему на землю. Затем
отсоединяют сменный канат от каретки, присоединяют к ней другой с
заранее прицепленными хлыстами и освобождают стопорную муфту. По сигналу
прицепщика трактор перемещается вперед и снова натягивает канатную
систему. Включением канатоведущего -цжива груженая каретка перемещается
к месту отцепки пачки. У головной мачты канатную систему ослабляют и
укладывают пачку хлыстов на грунт. Затем ходом каретки по каналу
вытягивают сборный канат, фиксируют стопорную муфту, и цикл повторяется.
При необходимости трактор (самоходную лебедку) отсоединяют от канатной
системы и используют его на отвозке стрелеванных хлыстов на погрузочный
пункт или используют на трелевке леса с равнинных участков делянки.
Установка работает на спуск и подъем. Расстояние трелевки 350 м,
скорость движения каретки 1,2 м/с, грузоподъемность 3 т.
Установка Л Л-24 (рис. IV.9, б) предназначена для трелевки хлыстов
подвесным способом в мелкотоварных насаждениях. Основные ее отличия от
установки УК-1 — самоходность привода (лебедку на базе трактора Т-40А) и
меньшая грузоподъемность (1,5 т). Каретка перемещается по несущему
канату с помощью замкнутого в кольцо тягового каната. Каретка по
конструкции и принципу работы однотипна каретке установок ЛЛ-27 и ЛЛ-29
(см. рис. IV.8).
Установка работает следующим образом. С помощью тягового каната каретка
перемещается к месту прицепки лесоматериалов. Заблаговременно на этом
месте на грузоподъемном канате закрепляют зажим, выполняющий роль
буфера. Сталкиваясь с буфером, каретка при движении вытягивает слабину
грузоподъемного каната. При изменении направления движения каретки
грузоподъемный канат ослабляется и крюковые обоймы свободно опускаются.
Крюковую обойму подают к заранее зачекерованным хлыстам, прицепляют их к
крюку вершинной частью и перемещают под несущий канат в сторону тыловой
мачты. Комли окажутся в направлении головной мачты. Затем прицепляют
комлевую часть хлыстов ко второй крюковой подвеске, и пачка
грузоподъемным канатом поднимается к каретке. После включения
канатоведущего шкива лебедки на тракторе груз перемещается замкнутым
канатом к месту его отцепки.