ЛЕСОТРАНСПОРТЕРЫ С ГИБКИМ ТЯГОВЫМ ОРГАНОМ ДЛЯ
СОРТИРОВКИ КРУГЛЫХ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ
Лесотранспортеры с гибким тяговым органом используют для
пёремёстительных операций с различными грузами, выполнения
технологических операций в составе поточных линий и других работ. По
способу перемещения лесотранспортеры бывают с- несущими рабочими
органами, когда лесоматериалы размещаются непосредственно на несущих
органах, и скребковые, когда лесоматериалы размещаются в неподвижных
лотках.
По направлению перемещения лесотранспортеры подразделяется на
продольные, в которых лесоматериалы располагаются вдоль оси
транспортера, и поперечные, в которых лесоматериалы располагаются
перпендикулярно оси транспортера.
В продольных лесотранспортерах может быть один тяговый орган, в
поперечных — не менее двух.
Основными элементами продольных сортировочных лесо-транспортеров
являются эстакада, тяговое, приводное и натяжное устройства.
Эстакада — основная несущая конструкция, на которой монтируют тяговый
орган с рабочими элементами (траверсами). В одном конце эстакады на
отдельном основании монтируют приводное, на другом — натяжное
устройство. Эстакаду изготавливают из дерева, железобетона или металла.
Тяговые устройства. Тяговыми устройствами в сортировочных*
лесотранспортерах служат цепи и стальные канаты с закрепленными на них
траверсами.
Цепи получили наибольшее распространение, так как они прочнее канатов и
к ним удобнее крепить рабочие органы. В цепных транспортерах применяют
различные виды тяговых цепей (рис. IV. 1): сварные из круглой или
полосовой стали, специальные разборные, разборные крючковые из ковкого
чугуна или стали, штыревые роликовые и безроликовые, штыревые
пластинчатые, втулочно-роликовые и др.
Преимуществами сварных круглозвенных цепей являются простота конструкции
и малая масса, благодаря чему они получили широкое распространение. К
недостаткам следует отнести интенсивный износ звеньев в местах их
сочленения, что ведет к изменению шага, уменьшению прочности и удлинению
цепи, которое нарушает нормальное ее зацепление с приводной звездочкой.
Разборные крючковые цепи из ковкого чугуна или стали свободно
разбираются, просты в изготовлении (литьем или
штамповкой), в них легко заменить изношенные
звенья. Шарнирные пластинчатые втулочно-роликовые цепи обладают большими
преимуществами по сравнению с другими, так как их внутренние пластины
неподвижно закрепляются на втулке, а наружные— на валике, благодаря чему
контакт происходит по большой поверхности, поэтому уменьшаются удельные
давления и износ шарниров.
Канаты имеют достаточно высокую прочность, хорошо воспринимают толчки и
удары, но обладают свойством вытягиваться (особенно новые), поэтому
канат до монтажа целесообразно предварительно вытянуть. Рабочие органы
(траверсы, ползушки и др.) закрепляют на канатах зажимами. При движении
груза (бревен), расположенного на траверсах, силы на канат действуют не
всегда по его оси, а эксцентрично. Это вызывает перекос траверс и
поперечный изгиб каната, перегиб и истирание его проволок, поэтому канат
должен быть достаточно жестким, с толстыми проволоками.
Для бесперебойной работы каната и увеличения его долговечности
соотношение между диаметром канатоведущего шкива и диаметром каната
должно быть не менее 30.
Несущие органы. Несущими органами лесотранспортеров являются траверсы
различных конструкций, закрепленные на тяговом 'органе (рис. IV. 1, в,
и, к). Расстояние между ними и форма зависят от геометрических размеров
и формы перемещаемого груза. При продольной сортировке круглых
лесоматериалов применяют седловидные или гладкие траверсы на скользящих
опорах; для наклонно работающих лесотранспортеров (например, при
выгрузке из воды) применяют траверсы с шипами. Траверсы на роликах
используют очень редко из-за их большой массы и стоимости, а также
трудностей в эксплуатации. Расстояние между траверсами должно быть
меньше длины самого короткого сортимента, перемещаемого
лесотранспортером.