Приводные и натяжные устройства
лесотранспортёров с гибким тяговым органом
Приводные устройства служат для перемещения
тягового органа и груза. В состав привода входят электродвигатель,
редуктор и приводящая звездочка или шкив (для канатов). В зависимости от
конструкции применяемой цепи выбирают приводную звездочку. Для
длиннозвенных цепей из круглой стали приводная звездочка 2 имеет зубцы
1, отлитые с нею заодно, или вставные зубья (рис.
IV.2, а). Вставные зубья при поломке можно быстро заменить и увеличить
шаг зубьев в результате износа цепи установкой подкладок 3
соответствующей толщины. Для пластинчатых цепей применяют приводные
многогранные звездочки без зубьев (рис. IV.2, б), а для комбинированных
цепей звездочки с зубьями (рис. IV.2, д). Канатоведущие шкивы в канатных
конвейерах имеют конструкцию с зажимными рычагами (рис. IV.2, е) и с
резиновой обкладкой (рис. IV.2,г).
Рис. IV.2. Приводные и натяжные устройства для
цепей:
о — из круглой стали; 6 — для пластинчатых; канатоведущие шкивы; в — с
зажимными устройствами; г —с резиновой обкладкой; а — приводная
звездочка для комбинированных цепей; натяжные устройства: е — винтовое;
ж — грузовое; з — с приводом от ручной лебедки
Зажимное устройство (рис. IV.2, е) состоит из попарно расположенных в
пазах обода по всей окружности шкива кулачков 3, посаженных на оси 1.
Своими хвостовиками кулачки опираются на борта пазов. Под действием
радиального давления каната 2 кулачки поворачиваются и зажимают канат.
Раскрытие и удержание кулачков при сходе каната со шкива производится
пружинами 5. Во избежание выпадания кулачков из шкива в его нижнем
положении устанавливают накладки 4. Зажимы позволяют передавать
значительные тяговые усилия,
в то же время за счет поперечного сжатия канат быстро деформируется и
выходит из строя.
Наилучшие условия эксплуатации каната создаются при установке на шкиве
вместо зажимных кулачков резиновых обкладок (см. рис. IV.2, г).
Резиновая обкладка 2 охватывает всю рабочую поверхность обода шкива 4 и
прикрепляется к нему при помощи накладки 1. Коэффициент сцепления
тягового органа с резиновой обкладкой составляет, по данным ЛТА им. С.
М. Кирова, 0,8—0,85 при условии, если на ободе колеса будет одновременно
находиться не менее одной траверсы 3, которая вдавливается в прокладку и
значительно увеличивает этот коэффициент.
Натяжные устройства обеспечивают нормальную работу тягового органа путем
его натяжения до монтажной величины, необходимой для плавного хода и
нормального зацепления с ведущими звездочками и шкивами.
Для цепных лесотранспортеров применяют винтовые натяжные, устройства
(рис. IV.2, е). В этом случае концы оси направляющей звездочки 3
закрепляют в ползунах 1, которые при помощи винтов 4 перемещаются в
направляющих 2. Устройство простое и компактное, но имеет малый ход и
требует систематического наблюдения, так как по мере износа звеньев цепи
монтажное натяжение снижается. Для канатных лесотранспортеров вместо
натяжного устройства 4 (рис. IV.2, е) применяют грузовые натяжные
устройства 5 (рис. IV.2,ж). При помощи , груза 5 поддерживается
постоянное монтажное натяжение в тяговом канате. Такие устройства более
громоздки, чем винтовые. Натяжное устройство с приводом от ручной
лебедки показано на рис. IV.2,з'(привод может быть от электродвигателя).