РАЗВИТИЕ РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕЙ
ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ БАЗЫ - ЧАСТЬ 6
Установка (рис. 70) обеспечивает межсменный
подогрев двигателей 28 автомобилей. Она включает в себя понижающий
трансформатор 5 ТМОА-50, 380/60, установленный в дощатом помещении 6.
Эстакада 3 представляет собой деревянную конструкцию из бруса и досок.
Длина эстакады составляет 32 м, высота 1.5 м, ширина не превышает 300
мм. Примерно через
каждые 2.. .3 м на эстакаде к электролинии 4 через
предохранители подключены электрические шнуры 10 со штепсельными
вилками. В подкапотном пространстве автомобилей установлены розетки 9, к
которым подключены электронагревательные элементы 7 (5). Нагревательный
элемент в зависимости от типа двигателя может быть вмонтирован, как
показано на рисунке, или в нижний патрубок радиатора, или в крышу
водяной рубашки блока цилиндров. Так, у двигателя ЯМЗ-236 нагревательный
элемент монтируется на крышке водяной рубашки между третьим и четвертым
цилиндрами.
Нагревательный элемент состоит из открытой нихромовой проволоки 1
диаметром 1,0...1,5 мм, намотанной на асбоце-ментную плитку 2. Мощность
нагревателя составляет
2,4 кВт.
Эксплуатация установки производится следующим образом. После смены
автомобиль устанавливают против одного из электрических шнуров 10 и
штепсель шнура включается в розетку 9 автомобиля. При этом напряжение 60
В с линии 4 подается на нагревательный элемент 8, спираль которого
непосредственно соприкасается с водой. Мощность нагревателя позволяет
поддерживать в межсменный период температуру жидкости (воды) в системе
охлаждения около +100 °С при температуре наружного воздуха до —40 °С.
Масло в картере при межсменном подогреве охлаждающей жидкости не
остывает, оно свободно стекает со щупа. Капот
и радиатор в этом случае укрывают утеплительным
чехлом. Независимо от расположения нагревательного элемента в нижнем
патрубке радиатора или в крышке водяной рубашки обеспечивается
естественная циркуляция охлаждающей жидкости за счет разности температур
ее верхних и нижних слоев. Контроль за исправностью установки за время
нахождения
автомобилей на прогреве возложен на дежурного
механика, который из-за отсутствия сигнализации и автоматики судит о
нормальном протекании процесса подогрева по шуму циркуляции или кипению
воды в радиаторе.
Освоение промышленностью электронагревательных элементов (тэнов)
различного назначения позволит в перспективе решить проблему
комплексного разогрева (подогрева) автомобилей, имея в виду установку
таких элементов не только в двигатель, но и в другие агрегаты и узлы
(коробки передач, раздаточные коробки, ведущие мосты и др.).
Разогрев двигателей автомобилей газовоздушной смесью с использованием
теплогенераторов различных конструкций (JIB-115 и др.) в условиях
гаражей лесозаготовительных предприятий может быть оправдан, если
отсутствуют рассмотренные выше теплоносители (горячая вода и воздух, пар
и др.), так как газовоздушная смесь имеет высокую температуру, создает
загрязнение подкапотного пространства, что отрицательно влияет на
состояние и работоспособность сложного электрооборудования автомобилей.
Как указывалось выше, их применение оправдано в условиях мастерских
участков.
Соотношение себестоимостей одного запуска двигателя автомобиля по
рассмотренным выше групповым средствам разогрева (подогрева) двигателей
автомобилей, применяемым на лесозаготовительных предприятиях, выглядит
следующим образом. Если принять за 100 % себестоимость одного запуска с
использованием горячей воды (Оленинский опытный леспромхоз), то при
использовании пара (Суккозерский леспромхоз) она составит 160, горячего
воздуха (установка Сев-НИИПа) — 255, межсменного подогрева масла (Асбестовский
леспромхоз) — 116, межсменного электроподогрева охлаждающей жидкости (Полевский
леспромхоз)—280, газовоздушной смеси с использованием теплогенератора на
мастерском участке (для сравнения) —285 %.
Рис. 70. Установка Полевского леспромхоза для
межсменного подогрева охлаждающей жидкости в системе охлаждения
двигателей автомобилей:
1 — нихромовая проволока; 2 — асбоцементная плитка; 3 — эстакада; 4—
электролиния; 5 — понижающий трансформатор; 6 — будка; 7, 8 —
электронагрева-
тельный элемент; 9 — розетка; 10 — электрошнуры
5. Внедрение механизированных средств заправки машин топливно-смазочными
материалами, включая в условиях мастерских участков. На мастерских
участках для этих целей используют автозаправщик МА-4А и передвижной
заправочный агрегат мастерской ЛВ-8А.
6. Дальнейшее развитие агрегатного метода ремонта лесозаготовительных
машин и оборудования.
Гипролестрансом и другими проектными организациями разработаны типовые
проекты гаражей, РММ и других объектов гаражного хозяйства для
использования на лесозаготовительных предприятиях.
Гараж на 25 лесовозных большегрузных автомобилей с прицепами-роспусками
(типовой проект Гипролестранса № 503-299) предназначен для ТО, ТР и
хранения лесовозных
автопоездов КрАЗ-255Л+ ГКБ-9383. В гараже
предусмотрено выполнение ЕО, ТО-1, ТО-2, СО, а также текущий ремонт
автомобилей и прицепов-роспусков в объеме сопутствующих ремонтов.
Площадь застройки — 2618 м2. Общая — 2380 м2, в том числе
вспомогательных помещений — 432 м2.
Гараж на 25 автомобилей «Урал» (типовой проект Гипро-лестранса №
503-1-2) предназначен для проведения ТО, несложного текущего ремонта и
межсменного хранения лесовозных автомобилей типа «Урал» с
прицепами-роспусками ТМЗ-802 как в закрытом помещении, так и на открытой
площадке, оборудованной воздухоподогревом. Площадь застройки — 1140 м2.
Общая—1176 м2, в том числе вспомогательных помещений — 458 м2.
Контрольно-технический пункт грузовых автотранспортных предприятий на 2
поста. Типовой проект Воронежского филиала Гипроавтотранса № 503-309.
Предназначен для приема в автотранспортное предприятие грузовых
автомобилей, возвращающихся с линии, и выпуска их на линию. Площадь
застройки — 200 м2.
Контрольно-технический пункт грузовых автотранспортных предприятий на 4
поста. Типовой проект № 503-310, также разработан Воронежским филиалом
Гипроавтотранса. Площадь застройки — 447 м2.
Ремонтно-механическая мастерская с постами технического обслуживания для
лесозаготовительных предприятий с объемом вывозки древесины 400.. .500
тыс. м3 в год. Типовой проект Гипролестранса № 416-7-192. По своей
планировке и оснащению выполняет функции ПЦТО, предназначена для
содержания и обслуживания 100 единиц лесозаготовительных машин и
оборудования. Площадь застройки — 3554 м2. Общая площадь — 3830 м2.
Гипролестрансом разработаны также типовые проекты ПЦТО № 411-9-11—86 и
депо —№ 501-3-24—85.
Для строительства АЗС на лесозаготовительных предприятиях
Гипролестрансом рекомендуются к использованию следующие типовые проекты:
№ 503-266. «Автозаправочная станция общего пользования на 250 заправок в
сутки». Предназначена для заправки автомобилей бензином, дизельным
топливом, моторными маслами. Проект разработан институтом «Гипронефтетранс»;
№ 503-191. «Дорожно-заправочный пункт для сельских районов на 120
заправок автомобилей и тракторов в день». Предназначен для заправки
автомобилей и тракторов бензином, дизельным топливом и моторными
маслами. Проект разработан институтом «Гипропромсельстрой».
Кроме того, заправка автомобилей топливно-смазочными материалами может
производиться также и на складах нефте-продуктов лесозаготовительных
предприятий, построенных по рекомендуемым Гипролестрансом типовым
проектам, приведенным ниже:
704-1-115. Склад топливно-смазочных материалов на 12 и 30 м2 открытого
хранения;
704-1-135. Прирельсовый склад резервуарного хранения нефтепродуктов и
других легковоспламеняющихся жидкостей вместимостью 2000 м3;
704-1-156. Прирельсовый склад резервуарного хранения нефтепродуктов
вместимостью 6000 м3;
704-1-157. То же, вместимостью 900 м3;
704-1-136. Автотранспортный склад резервуарного хранения нефтепродуктов
и других легковоспламеняющихся жидкостей вместимостью 900 м3;
704-1-137. То же, вместимостью 600 м3;
704-1-138. То же, вместимостью 300 м3.
Проект № 704-1-115 разработан институтом «Союзгипролес-хоз», а остальные
проекты — институтом «Гипролестранс».
Минлесбумпромом СССР предусмотрено развитие ремонтнообслуживающей базы
лесозаготовительных объединений и предприятий. Разработаны основные
объекты, типовые структуры и типоразмерные ряды ремонтно-обслуживающей
базы. Ниже приведено назначение объектов и их типоразмерные ряды.
Количество, номенклатуру и размещение объектов ремонтнообслуживающей
базы, их взаимодействие, а также уровень централизации и кооперации
работ по ТО и ТР машин и оборудования в зависимости от структуры и
условий основного производства, устанавливает структура РОБ. В
соответствии со структурой основного производства она должна состоять из
четырех уровней: I уровень — РОБ производственного лесозаготовительного
объединения; II уровень — РОБ леспромхоза; III уровень — РОБ лесопункта;
IV уровень — РОБ мастерского участка.
Объектами РОБ производственного лесозаготовительного объединения
(головного предприятия) должны быть: мастерская технического
обслуживания и ремонта лесозаготовительной техники (РММ), гараж,
тепловозовагонное депо, пункт технического обслуживания оборудования
нижних складов (ПТО), технический обменный пункт (ТОП).
К РОБ предприятия (леспромхоза) должны относиться: РММ, ПЦТО, гараж,
тепловозовагонное депо, ПТО. РОБ лесопункта должна иметь: ПЦТО, гараж,
ПТО. К РОБ мастерского участка должен относиться передвижной пункт
технического
обслуживания (ППТО).
РММ намечается для технического обслуживания и текущего ремонта машин и
оборудования, их узлов и агрегатов, технического обслуживания и ремонта
бензиномоторных инструментов; для выполнения заказов других объектов
РОБ, входящих в состав предприятия, цехов и производственных
участков, ЖКО, ОКСа по ремонту и изготовлению
деталей, изготовлению приспособлений и инструмента.
ПЦТО должен быть предназначен для ТО и ТР
автомобилей, тракторов и лесозаготовительных машин на их базе агрегатным
методом, а также для ТО и ремонта бензиномоторного инструмента. ТР узлов
и агрегатов машин должен выполняться в РММ.
Характеристика типоразмеров ПЦТО приведена в табл.
10.4.
Гараж предназначается для хранения, ЕО и ТР
(устранение отказов I группы сложности) автомобильного транспорта.
Характеристика типоразмеров гаражей приведена в табл.
10.5.
Тепловозовагонное депо должно быть предназначено для ТО и ремонта
тягового и подвижного состава УЖД. В депо
могут выполняться ТО-1, ТО-2, СО, ТР, подъемочный
ремонт тягового и годовой ремонт подвижного состава УЖД.
ТР унифицированных узлов и агрегатов тепловозов, кроме экипажной части,
должен выполняться в РММ. Тепловозовагонное депо должно размещаться на
пунктах примыкания УЖД в непосредственной близости от РММ или ЦРМ.
ПТО предназначается для ТО и ТР нижнескладского
оборудования и оборудования цехов шпалопиления и переработки. Ремонт
узлов и агрегатов, требующих специального оборудования, и изготовление
деталей должны производиться в РММ. ПТО должен находиться на территории
нижнего склада.
Характеристика типоразмеров ПТО приведена в табл. 10.7. ППТО мастерских
участков предназначен для межсменного хранения, предпусковой подготовки,
ежесменного обслуживания, в отдельных случаях ТО-1 и ТР (устранения
отказов
I.. .II групп сложности) машин и оборудования, а
также для межсменного хранения и ежесменного обслуживания
бензиномоторных инструментов. Состав ППТО определен действующим
«Положением о техническом обслуживании и ремонте лесозаготовительного
оборудования».
ТОП предназначен для обеспечения в максимально
короткие сроки потребности лесозаготовительных предприятий в готовых к
эксплуатации (восстановленных или новых) узлах и агрегатах, а также для
создания равномерной загрузки ремонтных предприятий ремонтным фондом в
течение года; сокращения непроизводительного транспортирования ремфонда
и восстановленных узлов и агрегатов.
Характеристика типоразмеров ТОП приведена в табл. 10.8.
К числу передвижных средств для ТО и ТР
лесозаготовительных машин мастерских участков относятся: самоходные
ремонтно-профилактические мастерские СРПМ-ЗА на базе трактора ТДТ-55А и
ЛВ-176 на базе трактора ТТ-4, передвижные мастерские Т-142Б и ЛВ-8А на
базе автомобиля ЗИЛ-131.