РАЗВИТИЕ РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕЙ
ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ БАЗЫ - ЧАСТЬ 5
Инфракрасные лучи получают в стационарных или
переносных горелках, работающих на природном или искусственном газе,
например на пропане. В стационарных установках (рис. 67) разогреваемые
автомобили устанавливаются над горелками. Передвижные горелки вместе с
баллонами сжиженного газа монтируются на полозьях или тележках.
Газ, поступающий в горелку от газовой сети (или баллона), смешивается в
необходимой пропорции с воздухом и заполняет большое количество каналов
малого диаметра в керамической или металлической сетке горелки. Газ
зажигают электроспиралыо. При горении газа поверхность горелки
разогревается до температуры 700.. .900 °С и излучает инфракрасные лучи.
Горелка размещается на расстоянии 300... 400 мм от картера двигателя. В
случае перегорания электроспирали автоматически включаются звуковая и
световая сигнализации. Недостатком газовых горелок является возможность
срыва пламени, возникающая при скорости ветра
5,0.. .5,5 м/с.
Межсменный подогрев двигателей автомобилей с использованием
электроэнергии осуществляется электронагревательными элементами,
размещенными в системе охлаждения или в системе смазки двигателя.
По принципу действия электронагревательные элементы делятся на две
группы: с твердыми и с жидкими проводниками тока. В качестве твердых
проводников используют сплавы (нихром, фехраль, хромаль). Такие
проводники имеют большое удельное сопротивление, мало изменяющееся при
перепадах температуры, и малый температурный коэффициент расширения.
Нагревательные элементы из твердых проводников выполняются с открытой
или закрытой спиралью (рис. 68, а, б). У закрытого нагревательного
элемента спираль помещается в тонкостенной трубке, которая заполняется
изолирующим материалом (порошок окиси магния или сухой кварцевый песок).
В жидкостных нагревательных элементах роль жидкого проводника играет
вода или антифриз. Такой элемент (рис. 68, в) состоит из двух трубок,
вставленных одна в другую и изолированных резиновыми втулками. Трубки
включаются в электросеть с помощью клемм. При прохождении электрического
тока через твердый или жидкий проводник выделяется тепло. Охлаждающая
жидкость нагревается и в системе охлаждения (или в масле) возникает
термосифонная циркуляция.
рис. 67-68
Электрическое сопротивление воды зависит от ее температуры и
физико-химического состава, поэтому характеристика электронагревательных
элементов с жидким проводником может значительно изменяться. Их
положительным качеством
является большой срок службы. Закрытые
нагревательные элементы могут быть использованы для подогрева масла и
воды, открытые — только для нагрева воды.
Во всех случаях электроподогрева автомобили должны быть заземлены, а
величина напряжения электрического тока не должна превышать величины,
установленной правилами техники безопасности.
На отдельных лесозаготовительных предприятиях, имеющих централизованное
электроснабжение, применяют групповой межсменный подогрев системы смазки
или охлаждения двигателей автомобилей.
В Асбестовском леспромхозе объединения «Свердлеспром» используется
установка для межсменного подогрева масла в двигателях автомобилей. Она
рассчитана на подключение 32 автомобилей. Питание установки производится
от понижающего трансформатора 2 (рис. 69) ГМО-50/10, 380/49,
установленного в дощатом помещении /. Пониженное напряжение (49 В) по
электропроводам 3, уложенным на деревянной эстакаде 4, предохранителям и
рубильникам подводится электрическими шнурами со штепсельными вилками 6
к розеткам, соединенным с электронагревательными элементами. Эстакада 4
представляет собой конструкцию из бруса и досок высотой 0,5 м и длиной
52 м. Ширина эстакады 300 мм. На эстакаде смонтированы в металлических
шкафах 5 (размер 200x300x300 мм) рубильники и плавкие предохранители.
Число шкафов выбрано из расчета один шкаф на 2.. .3 стояночных места
автомобилей.
Нагревательный элемент, вворачиваемый в масляный поддон двигателя вместо
сливной пробки, состоит из металлической трубки, в которую при помощи
гайки введена нихромовая спираль на асбестовом шнуре. Между гайкой и
корпусом находится войлочная манжета, предохраняющая спираль от
попадания масла внутрь элемента. Для вворачивания элемента в картер
служит резьбовая часть гайки. Войлочная манжета предохраняет вытекание
масла из картера через резьбовое соединение элемента с картером. Выводы
спирали через эбонитовую шайбу соединены с клеммными зажимами.
Мощность одного нагревателя 245 Вт, поэтому для большегрузных
автомобилей требуется устанавливать 2 элемента. Для установки второго
элемента к стенке поддона приваривается дополнительная бобышка с
резьбовым отверстием.
Эксплуатация установки происходит следующим образом. Вернувшийся с линии
автомобиль становится против эстакады у ближайшего шнура со штепсельной
вилкой. Операция включения автомобиля на подогрев заключается в
соединении штепселя с розеткой и сливе воды из системы охлаждения
двигателя. Все операции осуществляются водителем автомо-биля. Перед
выездом на линию операции повторяются в обратном порядке. Расход
электроэнергии на 1 машину в сутки составляет около 4 кВт*ч.
Межсменный подогрев охлаждающей жидкости в охлаждения двигателей
автомобилей применяется в ском леспромхозе объединения «Свердлеспром».
Рис. 69. Установка Асбестовского леспромхоза для
межсменного электроподогрева масла в двигателях автомобилей:
1 — будка; 2 — понижающий трансформатор; 3 — электропровода; 4 —
деревянная эстакада; 5 — металлический шкаф; 5 — электрошнуры со
штепсельными вилками