РАЗВИТИЕ РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕЙ
ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ БАЗЫ - ЧАСТЬ 1
Уровень объектов ремонтно-обслуживающей базы (РОБ) предприятия
оценивается следующими показателями:
1. Уровнем оснащенности предприятия РОБ
2. Механовооруженностью РОБ
3. Энерговооруженностью энергообслуживающих рабочих
4. Уровнем механизации работ
6. Коэффициентом технической готовности.
7. Штатом и опытностью сотрудников РОБ.
8. Наличием зон, постов и участков по ТО и ТР.
9. Соответствием строительных конструкций зданий, сооружений и
коммуникаций требованиям СНиП.
10. Наличием основного гаражного и ремонтного оборудования.
При удовлетворительном уровне объектов РОБ уровень оснащенности должен
быть не менее 0,4 р/р., механовооруженность не менее 1,98...2 тыс. р/ч.
При использовании современного гаражного оборудования уровень
механизации работ при ТО и ТР может быть достигнут по отдельным видам
технических воздействий, %: по ЕО — 56; ТО-1 — 25; ТО-2 — 22 и по ТР —
30.
Совершенствование технической эксплуатации лесозаготовительного
оборудования предприятий должно осуществляться в следующих основных
направлениях:
1. Типизация и концентрация машин. Типизация машин предусматривает
сокращение разном а рочности машин, способствует улучшению их
производственной и технической эксплуатации. Увеличение концентрации
машин при основных объектах РОБ предприятия позволяет полнее
использовать имеющееся гаражное оборудование, более качественно
выполнять работы ТО и ТР.
2. Строительство или же создание в существующих зданиях РОБ пунктов
централизованного технического обслуживания (ПЦТО) автомобилей,
лесозаготовительных, дорожно-строительных и других машин и пунктов
технического обслуживания (ПТО) оборудования нижнескладского и цехов
переработки.
ПЦТО представляет собой комплекс зданий и сооружений, оснащенных
необходимым оборудованием, приспособлениями, оснасткой, приборами и
инструментом, оборотным фондом узлов и агрегатов, запасными деталями и
материалами, при помощи которых выполняются все виды работ по заправке,
техническому обслуживанию и текущему ремонту машин.
ПЦТО действует в Оленинском опытном леспромхозе ЦНИИМЭ, Чернохолуницком
лесопункте Омутнинского леспромхоза объединения «Кировлеспром»,
Карпинском леспромхозе объединения «Свердлеспром» и др.
В качестве примера ниже рассмотрен ПЦТО Оленинского опытного
леспромхоза.
В леспромхозе ПЦТО (рис. 57) предназначен для
проведения в нем работ по ТО и ТР автомобильного парка, тракторов и
лесозаготовительных машин.
Поступающая на обслуживание машина в специально оборудованном моечном
помещении 3 проходит мойку. Для этого используются два типа моечных
установок. Для наружной струйной мойки машин используется моечная
установка модели 631 (рис. 58). Она представляет собой П-образную ферму,
состоящую из левой 2 и правой 7 стоек, соединенных между собой фермой 5.
Моечная установка может передвигаться вдоль установленной на мойку
машины по направляющим рельсам 1. Управление работой установки
осуществляется оператором из
кабины 10, по внутреннему периметру П-образной
фермы расположены сопла, имеющие электромеханический привод 6, за счет
которого они могут совершать качающие движения. Насосная установка
обеспечивает рабочее давление водяной струи 2,3 МПа, расход воды 34
м3/ч.
Для мойки машин снизу используют моечную установку модели 1134. Она
состоит из двух моющих механизмов, имеющих сопла. За счет приводного
механизма в процессе работы сопла совершают вращательное движение.
Насосная установка обеспечивает рабочее давление водяной струи 5 МПа,
расход воды 18 м3/ч.
После использования вода собирается в приемную канаву
13, откуда она подается в подземное очистное сооружение 1
(см. рис. 57), где, пройдя полный цикл очистки от
механических загрязнений и остатков топливно-смазочных фракций, опять
используется для мойки машин. Многократное использование воды в моечных
установках необходимо для предприятий, имеющих ограниченные источники
водоснабжения. При накоплении в очистном сооружении загрязнений
последние гидроэлеватором транспортируются в бункер-накопитель,
расположенный в моечном помещении 3 (см. рис. 57). По мере заполнения
бункера загрязнения отвозятся самосвалом на свалку. Машины в этом
помещении могут пройти заправочные операции, предусмотренные ЕО.
Рис. 57. Планировка ПЦТО Оленинского опытного
леспромхоза ЦНИИМЭ:
1- очистное сооружение; 2 — траншея коммуникаций; 3 — зона мойки и ЕО; 4
— участок ТО и ТР бензопил; 5 — шиномонтажный участок; 6 — посты ТР
автомобилей; 7 — медницкий участок; 8 — помещение с емкостями для масел
(в подвале); 9 — зона ТО-1 и ТО-2 для автомобилей, тракторов и
лесозаготовительных машин; 10 — комната отдыха; 11 — участок по
обслуживанию электрооборудования; 12 — аккумуляторная; 13 — участок по
обслуживанию топливной аппаратуры; 14 — участок ремонта агрегатов; 15 —
пост ТР тракторов и лесозаготовительных машин; 16 — склад деталей, узлов
и агрегатов
После мойки машины направляются в зону 9 для
прохождения ТО-1, ТО-2 или ТО-3.
На участке технического обслуживания имеются две прямоточные осмотровые
канавы, каждая из которых рассчитана на два рабочих поста.
Между осмотровыми канавами в подвальном помещении 8 размещены насосная
станция, емкости для свежих и отработавших масел, а наверху зоны 9 — три
поворотные консольные маслораздаточные установки с автоматическим
убиранием раздаточных шлангов и с заправочными пистолетами на концах,
подающих в зону ТО масла для двигателей, трансмиссий, а также воду и
сжатый воздух.
В нишах осмотровых канав размещены светильники, а также шарнирные
воронки для слива отработавших масел. Таким образом, на пункте полностью
механизированы операции слива и заполнения агрегатов маслами.
Зона ТО имеет две кран-балки грузоподъемностью 2 и 3 т, восемь
электромеханических подъемников грузоподъемностью 5 т каждый для
вывешивания машин, например при снятии колес, три тележки для снятия и
постановки колес грузовых автомобилей модели 1115М, одно приспособление
для снятия и постановки коробок передач грузовых автомобилей модели
2471, одну тележку для снятия и постановки рессор грузовых автомобилей
модели 470, другое различное оборудование для контроля и регулировки
узлов и агрегатов машин, для разбо-рочно-сборочных работ.
ТР машин проводится на постах 6 и 15, оборудованных тупиковыми
осмотровыми канавами.
Для ремонтных и лесозаготовительных предприятий Минлес-бумпрома СССР
созданы относительно простые станции диагностики автомобилей ОИ-бО и
ОИ-62, предназначенные для диагностики технического состояния
автомобилей марок ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, «Урал», МАЗ и КрАЗ с диапазоном баз
от 3300 до 5300 мм.
Указанные станции позволяют определять мощность, развиваемую двигателем,
состояние тормозов, отклонение величины
схождения колес, расход топлива, состояние
трансмиссии (ее
кпд).