КОНСТРУКЦИЯ ПУТИ НА КРИВЫХ МАЛЫХ РАДИУСОВ
ЛЕСОВОЗНЫХ УЖД
Рельсовая колея на участках пути, представляющих в плане круговые
кривые, имеет ряд особенностей: увеличенную по сравнению с прямыми
участками пути ширину колеи, возвышение наружного рельса над внутренним,
устройство переходных кривых, имеющих переменные радиусы кривизны. В
связи с различной длиной наружной и внутренней рельсовой нитки на
участках кривых приходится применять укороченные рельсы на внутренней
нитке.
Уширение колеи. Для того чтобы предотвратить заклинивание колес
подвижного состава в кривой, при котором в рельсах развиваются
чрезмерные поперечные горизонтальные силы, а также боковой износ рельсов
и гребней, ширину колеи на УЖД увеличивают при радиусах от 200 до 101 м
до 755 мм и при радиусе кривой 100 м и меньше до 760 мм. Приемочные
допуски по ширине колеи составляют по уширению 4 мм (на усах 6 мм) и по
сужению 2 мм. Отвод уширения колеи совмещается с отводом возвышения
наружного рельса и длиной переходной кривой (если она устраивается).
Отвод уширения должен быть достаточно плавным, но более 1 мм на 1 пог. м
пути. На дорогах колеи 1520 мм указанное уширение устраивается на
кривых, имеющих радиус 350 м и меньше. При радиу-сах от 349 до 300 м
ширина колеи должна быть равной 1530 мм, а при радиусах 299 м и меньше—
1540 мм.
Возвышение наружного рельса. Устройство в
кривых возвышения наружного рельса над внутренним при правильном
назначении его величины обеспечивает равенство средних вертикальных
нагрузок от колес подвижного состава на оба рельса, а также уменьшение
горизонтальных поперечных сил, передаваемых колесами рельсам. Устройство
возвышения позволяет обеспечить примерно одинаковую степень износа
внутреннего и наружного рельсов. На рис. 9.4 показан экипаж, находящийся
на пути с возвышением наружного рельса hr.
Переходные кривые. При переходе поезда или локомотива с прямого
участка пути на круговую кривую возникает центробежная сила, под
воздействием которой происходит боковой удар, вредно отражающийся на
состоянии как пути, так и подвижного состава.