ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И
ЭКСПЛУАТАЦИИ УЗКОКОЛЕЙНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
9.1.
КЛАССИФИКАЦИЯ УЗКОКОЛЕЙНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ДЛЯ
ПЕРЕВОЗКИ ЛЕСА
Железные дороги в зависимости от ширины колеи разделяются на дороги
нормальной колеи шириной 1435 мм, широкой колеи более 1435 мм и на
узкоколейные дороги с шириной колеи менее 1435 мм.
Ширина колеи измеряется между внутренними гранями головок рельсов. В
СССР железные дороги общего пользования имеют ширину колеи 1520 мм. В
промышленности имеют широкое применение узкоколейные железные дороги с
шириной колеи в 1000, 750 и 600 мм. Большинство промышленных
узкоколейных железных дорог имеют колею размером в 750 мм. Именно такую
ширину колеи имеют лесовозные и торфовозные железные дороги. Колея в 600
мм применяется в подземном промышленном транспорте. Лесовозные
узкоколейные железные дороги (УЖД) в зависимости от объема вывозимой за
год древесины разделяются на три категории: I категория — с объемом
вывозки в 600 тыс. м3 в год и более, II категория — от 250 до 600 тыс.
м3, III категория — 250 тыс. м3 и менее. Кроме магистральных путей,
существуют также станционные пути и пути, укладываемые на ветках и усах.
Лесовозные ветки со сроком действия более 5 лет с ежегодным объемом
вывозки более 250 тыс. м3 проектируют по нормам дорог III категории.
Расчетная максимальная скорость движения при проектировании дорог
принимается на путях I и II категории 50 км/ч, на путях дорог III
категории 40, на ветках 25 и на усах 10 км/ч.