АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВЫВОЗКОЙ ЛЕСА

  Главная      Учебники - Лес, Деревообработка     Сухопутный транспорт леса (Алябьев, Б.А. Ильин, Б.И.) - 1990 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

 

8.5.

АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВЫВОЗКОЙ ЛЕСА

Управление производственным процессом, в том числе и вывозкой леса, можно разделить на два этапа: оперативное планирование (ОП) или подготовка производства и оперативное управление (ОУ). Схема алгоритма оперативного планирония вывозки леса приведена на рис. 8.3.

Задачи ОП, предназначаемые для автоматизированного решения, можно разделить на две группы. К первой группе относятся задачи анализа, цель которых получить количественные данные по эффективности вариантов технологических процессов и систем машин, планируемых для использования в тех или других природно-производственных условиях. Эти задачи решают планово-экономические производственные отделы и диспетчерская службы предприятий при решении вопросов обеспечения производства техникой и распределения ее по своим подразделениями, а также при выборе и разработке технологических процессов.

Анализ, проведенный с использованием результатов решения задач первой группы, является отправным фактором для разработки оперативного плана вывозки леса.

В состав выходных данных по этой задаче входят: сменные объемы погрузки, разгрузки и вывозки леса (по погрузочно-разгрузочным пунктам), составы рабочих (линейных) и резервных машин, графики движения транспортных и работы погрузочно-разгрузочных машин, требуемые материальные ресурсы (топливно-смазочные и другие материалы), технико-экономические показатели.

Оперативные планы вывозки древесины после утверждения доводятся до исполнителей и являются документом, регламентирующим организацию работ на вывозке леса. На основе этих планов гараж обеспечивает в соответствующие моменты выпуск автомобилей на линию, а диспетчерская служба выдает водителям графики (расписания) их работы на всю смену или на каждый рейс. Сменные графики работы выдаются также и операторам погрузчиков и разгрузочных машин.

Перед оперативным управлением так же, как и при оперативном планировании, могут ставиться различные целевые установки:

1. Выполнение установленных объемов работ с минимальными материальными, финансовыми и трудовыми затратами.

2. Выполнение максимальных объемов работ установленными (имеющимися) материальными, финансовыми или трудовыми средствами.

В обоих случаях структурно-функциональная схема управления будет в основном одинаковой, но вид некоторых опера-тивных воздействий на производство может быть несколько различным. В зависимости от степени автоматизации учетноуправленческих функций могут быть различные варианты использования ЭВМ — от решения только вычислительных операций до работы ее в режиме реального времени с автоматическим вводом информации и выдачей видов управляющих воздействий.

 

 

 

 

Рис. 8.3. Схема алгоритма оперативного планирования (организации) вывозки леса (ТЭП — технико-экономические показатели)

 

 

 

 

Для организации эффективного управления вывозкой леса вообще и тем более эффективного автоматизированного управления необходимо соответствующее техническое обеспечение — надежная связь, устройства для измерения, сбора, передачи и обработки информации, ее хранения, а также вычислительная техника.

Диспетчерская служба транспортного цеха может оснащаться средствами проводной связи (телефонной и телеграфной) и беспроводной (радиосвязью). Для связи диспетчера с не очень удаленными и, главное, стационарными объектами наиболее характерно использование типовой телефонной аппаратуры индивидуальной разговорной связи диспетчера с каждым абонентом, одновременный разговор с несколькими абонентами и при установке симплексного усилителя громкоговорящей связи с абонентами.

При необходимости документирования информации в ,процессе управления можно использовать телеграфную связь. Диспетчерская телефонная связь может быть организована по одноступенчатой и двухступенчатой схемам. При одноступенчатой схеме диспетчер связывается непосредственно со всеми абонентами, а при двухступенчатой — с некоторыми абонентами через нижестоящие пункты (посты). Диспетчерская служба леспромхоза может иметь двухступенчатую связь: центральная диспетчерская имеет прямую связь с цеховыми диспетчерскими и через них — со всеми цеховыми абонентами. Связь диспетчерской транспортного цеха со своими абонентами целесообразна по одноступенчатой схеме, т. е. с прямой связью со всеми абонентами цеха, в том числе с погрузочными пунктами на лесосеках. Весьма удобна для этого селекторная телефонная связь с избирательным вызовом каждого абонента при двухпроводной линии. Для связи с водителями транспортных средств по длине лесовозной дороги на расстоянии 1 ... 3 км следует устанавливать телефонные аппараты или розетки для подключения микротелефонных трубок, которыми снабжают водителей. Примерная схема диспетчерской телефонной связи в транспортном цехе леспромхоза приведена на рис. 8.4.

При невозможности или больших трудностях организации проводной телефонной связи, а также для связи с подвижными или часто перемещающимися объектами, к которым относятся автопоезда, используют радиосвязь. Радиотехнические средства связи, используемые для связи в системах управления транспортом леса, работают в ультракоротковолновом (УКВ, частота более 30 МГц) и коротковолновом (КВ, частота от 3 до 30 МГц) диапазонах. Связь на УКВ диапазонах достаточно помехоустойчива, но она работает при отсутствии рельефных препятствий (в равнинной местности), на сравнительно небольших расстояниях (до 50 км), определяемых по формуле

 

 



Радиосвязь на КВ диапазоне может осуществляться на большие расстояния, но на нее в большей степени влияют различные помехи. Радиосвязь осуществляется приемно-передающими устройствами, работающими обычно в одном из трех режимов. При симплексном режиме приемник и передатчик работают попеременно на одной фиксированной частоте по принципу «слушаю или говорю».

 

 

 

Рис. 8.4. Схема диспетчерской телефонной связи в лесотранспортном цехе:
ОДП — оперативный диспетчерский пункт; ЛЯ—абонентский пункт; ПП — погрузочный
пункт; ПА — путевой абонентский пункт

 

 

 

В дуплексном режиме передатчик центральной станции и приемник абонента работают на одной частоте, а приемник центральной станции и передатчик абонента на другой. Таким образом, приемник и передатчик связанных станций работают одновременно. При этом станции могут связываться попарно (центральная станция и один абонент) или группами (центральная станция и несколько абонентов). Дуплексный режим допускает выход абонентов через центральную станцию на проводную связь. Полудуплексный режим предполагает работу центральной станции в дуплексном режиме, а абонентов — в симплексном.

Основные данные о серийно выпускаемой радиоаппаратуре, которую можно использовать для связи на транспорте леса, приведены в табл. 8.1.

Эта аппаратура обеспечивает двухстороннюю связь беспо-исковую и бесподстроечную в телефонном режиме.

Радиосвязь в лесотранспортном цехе (рис. 8.5) организуется так. На диспетчерском пункте в дополнение к телефонной связи с близко расположенными центрами (гараж, нижние склады,

склады топлива и т. д.) устанавливается центральная радиостанция (ЦРС), а на удаленных объектах, лесопунктах, по-* грузочных и перегрузочных пунктах, а также на лесовозных автопоездах и передвижных ремонтных мастерских, в дорожных бригадах или на дорожных машинах — переносные или мобильные радиостанции (ВР). При небольших расстояниях (до

30... 50 км) радиосвязь ЦРС с ВР может быть прямой. При расстояниях более 30... 50 км радиосвязь ЦРС связывается

 

с ВР через радиотрансляционные станции (РТС) устанавливаемые на лесопунктах или на специальных постах у лесовозных дорог. Во втором случае необходимы РТС, работающие в автоматическом режиме. Современная радиоаппаратура обеспечивает двустороннюю связь не только с диспетчером, но и со всеми абонентами диспетчерской телефонной связи.

Разрабатывается новая, приспособленная к лесным условиям радиоаппаратура для надежной связи диспетчера с абонентами, удаленными до 200 км. Кроме того, эта аппаратура обеспечит надежную передачу цифровой информации, что необходимо для автоматизации учета объемов вывозки древесины и контроля за движением автопоездов.

Для измерения и учета объемов вывезенной древесины используют объемный и весовой методы. Объемный метод приме-няют с поштучным измерением диаметра и длины, а затем расчета по таблицам и последующим суммированием объема каждого хлыста или сортимента с измерением длины и периметра сечения погруженной на автомобиль пачки и с последующим определением ее объема по специальным таблицам. Оба эти

метода применяют на вывозке леса, однако они трудны для автоматизации учета. В этом плане более перспективен весовой метод — взвешивание на специальных весах подвижного состава с грузом и без груза. Разность этих взвешиваний дает массу перевозимой древесины, информация может автоматически передаваться на диспетчерский пункт, где будет соответствующим образом учитываться и обрабатываться.

Возможно также устройство на кониках каждого автопоезда датчиков, при помощи которых будет измеряться масса

 

перевозимой древесины, а также оснащение автомобиля средствами для телепередачи этой информации на контрольный пункт диспетчерской службы. Возможны и другие способы и технические средства передачи информации от автопоезда в ОДС, например перенос информации, записанной на магнитном стержне (карточке) водителем автомобиля во время остановки на контрольном пункте.

Для автоматизированного контроля движения лесовозных автопоездов могут быть использованы путевые датчики, связанные с диспетчерским пунктом.

В настоящее время диспетчерская служба лесотранспортных цехов оснащается типовыми диспетчерскими пультами в следующем примерном составе: диспетчерский коммутатор КПС2М (2 шт.), радиотелефон РВС-1, усилитель УД-1 (2 шт.), магнитофон МД-47, громкоговоритель (динамики) 1ГД (2 шт.), программное устройство с часами, электромеханические счетчики СБ-1/100, широковещательный приемник, электрифицированная схема лесовозной дороги с высвечивающимися данными о числе автопоездов на линии и выполненных рейсах. Удобен для диспетчерского управления типовой пульт ПУВ-65РТС в комплекте с радиостанциями типа ЛЕН 1Р21С-4, обеспечивающий телефонную связь с 20 абонентами, радиосвязь с удаленными абонентами и автопоездами.

Принципы и методы автоматизированного оперативного планирования и оперативного управления строительством лесовозных дорог могут быть такими же, как и описанные выше для вывозки древесины. Автоматизированные системы ОУ строительством лесовозных дорог находятся на стадиях исследования и разработки.

 

 

Рис. 8.5. Схема радиосвязи на вывозке леса:
ПП — погрузочный пункт; ДП — диспетчерский пункт; СР— стационарная радиостанция; ВР — мобильная радиостанция; РТС—ретрансляционная станция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..