Предупреждение орфографических ошибок в
письменных работах учащихся
В методике орфографии имеется два понимания сущности предупреждения
ошибок : предупреждает их появление вся система работы по орфографии и
непосредственное предупреждение ошибок в отдельных слова перед
выполнением тех или иных письменных упражнений.
Специальная работа по предупреждению орфографических ошибок имеет две
формы: самоконтроль учащихся за выполнением работы и организуемая
учителем орфографическая работа.
Самоконтроль ученика
Самоконтроль– намеренное перечитывание учеником написанного с целью
нахождения возможных ошибок и их исправления. Самоконтроль у школьника
развивается с помощью следующих приёмов: послогового орфографического
проговаривания, пословного сравнения написанного с печатным текстом,
проверка написанного с помощью словаря, морфемное членение слова с целью
нахождения орфограмм в выделенных частях слова.
Послоговое орфографическое проговаривание, одновременно сопровождаемое
зрительным восприятием написанного, позволяет найти описки и
орфографические ошибки, нарушающие фонемный состав слов. Оно
используется как при списывании, так и при написании диктантов. Полезно
оно и при проверке изложений и сочинений. Следует добиться того, чтобы
учащиеся постоянно использовали послоговое орфографическое
проговаривание при проверке написанного.
Пословное сравнение написанного с печатным текстом применимо при
списывании. Используя этот приём самоконтроля, учащиеся могут идти от
печатного текста к рукописному или от рукописного к печатному.
Проверка написанного с помощью словаря полезна при выполнении учащимися
любых работ. Проводить проверку всех слов ученического рукописного
текста с помощью словаря нецелесообразно, поэтому учащимся нужно указать
отдельные виды орфограмм, которые могут вызвать затруднения при
написании.
Членение слова на морфемы как приём самоконтроля полезно в любых
случаях, когда ученик проявляет сомнение в правильности написания букв в
частях слова.
Знакомство с перечисленными приёмами самоконтроля происходит постепенно.