Изучение уровня развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте

  Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике (Галинов И.С.)

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32 

 

 

Изучение уровня развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте



Для изучения развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте нами была проведена опытно-экспериментальная работа, направленная на определения уровня развития наглядно-образного мышления в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте. В эксперименте принимали участие дошкольники 3-7 лет.
Для изучения развития данного вида мышления мы использовали следующие универсальные методики, позволившие оценить нам развитие наглядно-образного мышления у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста:
«Нелепицы», направленную на изучение наглядно-образного мышления и элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире;
«Время года», позволившую нам оценить непосредственно уровень развития наглядно-образного мышления у дошкольников;
Исследование проводилось в индивидуальной форме.
Для изучения сформированности элементарных образных представлений об окружающем мире нами была использована диагностика «Нелепицы» (см. Приложение № 1). Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Детям предлагались картинки с изображением животных в нелепых ситуациях (кот сидит на дереве, гусь на цепи и др.). Ребенок работал по инструкции в течение 3 минут. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. В момент выполнения ребенком задания мы фиксировали время выполнения, количество правильно отмеченных нелепиц и правильность их объяснения.


Из таблицы видно, что 50% детей имеют высокий уровень сформированности образных представлений об окружающем мире. Эти дети заметили и отметили все имеющиеся нелепицы, но 1-3 из них не успели до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.25% детей (Вова З., Юля С., Жанна К., Коля К) имеют очень высокий уровень сформированности образных представлений об окружающем мире. Во время проведения исследования эти дети показали высокие результаты, которые характеризуются тем что, за отведенное время (3 мин) были замечены все имеющиеся на картинке нелепицы, объяснены, что не так, и, кроме того, сказано, как на самом деле должно быть. Средний уровень сформированности образных представлений имеют 20% (Настя А., Света Ц., Жанна А., Степан К.).
На следующем этапе изучения нами наглядно-образного мышления у дошкольников детям предлагалась методика «Времена года» (см. Приложение №2).
Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания временя - 2 мин. - ребенок должен не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года. Полученные результаты мы оценивали по 10-балльной системе и делали выводы об уровне развития у ребенка наглядно-образного мышления через сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года:
По полученным результатам можно сделать вывод о том, что на протяжении дошкольного возраста возрастает ведущая роль наглядно-образного мышления. В младшем дошкольном возрасте в основном дети «мыслят» способом практических проб. Это факт свидетельствует о ведущем значении наглядно-действенного мышления. В среднем дошкольном возрасте дети начинают оперировать образами предметов. Это качество способствует формированию у ребенка наглядно-образного мышления, которое занимает в старшем дошкольном возрасте особое ведущее положение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32