Появление в письменной речи учащихся орфографических ошибок–
закономерное явление процесса обучения. Они возникают в силу объективных
и субъективных причин.
Объективными причинами являются:
– незнание орфографической нормы к моменту письменной работы;
– оперирование лексикой, которой учащиеся пользуются главным образом в
устной речи;
– психофизическая усталость детей к концу письменной работы;
– наличие в словах с той или иной орфограммой трудных случаев в
применении орфографических правил.
Незнакомые учащимся орфографические нормы делятся на неизученные к
моменту письменной работы и на не изученные в школе. Нормы, не изученные
к моменту письма, относятся либо к программе данного класса, либо к
программам последующих классов. Из данного факта вытекают следующие
методические правила: перед письменной работой необходимо предупреждать
возможные орфографические трудности, не включать их в число ошибок при
оценке орфографической грамотности.
Поскольку орфография связана со всеми разделами языка, большое значение
имеет понимание детьми семантики слов, их структурно-семантические
близости, так как формирование орфографических умений требует
оперирования большим количества слов.
Орфографические ошибки чаще всего появляются в конце письменной работы.
Учитывая этот факт, необходимо перед окончанием работы делать небольшой
перерыв, который должен снять психо- физическую усталость.