ПРОХОД ЧЕРЕЗ ПОРОГИ

  Главная     Морское дело - Учебники      Морская практика книга 2

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

 

ПРОХОД ЧЕРЕЗ ПОРОГИ

Проход через пороги сопряжен с известными трудностями и требует большей осторожности, так как при неумелом управлении маневрами корабля можно получить тяжелые повреждения от ударов корпуса корабля о каменистый грунт (рис. 165).
Перед входом в пороги на корабле надо:

— проверить рулевое устройство,

— приготовиться к отдаче якоря,

— задраить все водонепроницаемые переборки, люльки, двери и горловины,

— привести в немедленную готовность к действию водоотливные средства.

Проходя пороги по течению, бывает весьма трудно удерживать корабль на курсе и не допускать рыскливости, вызываемой разноструйностью быстрого течения. Для точного удержания корабля на заданном курсе рекомендуется стравливать якорные цепи за корму, которые, являясь как бы оттяжками, уменьшают рыскливость корабля.
При проходе против течения рыскливость можно уменьшить правильной диферентовкой корабля, большой скоростью хода и точной работой рулевого по удержанию корабля в заданном направлении движения. При малейшей неточности в управлении маневра корабль, рыекнув носом, может быть отброшен в сторону так стремительно, что удержать его на курсе очень трудно не только рулем, но и машинами.
 

 

ПОСТАНОВКА НА ЯКОРЬ И СЪЕМКА С ЯКОРЯ

При плавании на реках корабли сравнительно редко швартуются к пристани, стенке. В большинстве случаев на речных рейдах или на плёсе корабли становятся на якоря. Плавание на реках следует рассматривать как плавание в узкостях, а поэтому оба якоря должны быть готовы к немедленной их отдаче. Наиболее подходящим местом для постановки корабля на якорь являются участки реки с ровным, небыстрым течением, защищенные от ветра, с небольшими глубинами и хорошим грунтом с точки зрения держащей силы якоря.
Согласно «Правилам плавания по внутренним водным путям СССР» становиться на якорь разрешается в стороне от судового хода, чтобы не мешать движению других судов, и на расстоянии не менее 100 м выше или ниже перевальных сигнальных знаков.

В тихую погоду курс подхода к якорному месту следует располагать всегда против течения, если тому не препятствует обстановка.

В свежую погоду нужно подходить к якорному месту с учетом не только течения, но и ветра, курс корабля располагать против более сильно действующего фактора, а якорь отдавать с борта, обращенного к сильнейшему фактору.

При подходе к якорному месту ход уменьшается до малого, изготовляется к отдаче якорь, измеряется глубина. В непосредственной близости от места якорной стоянки стопорят машину (иногда машине дается задний ход для погашения инерции переднего хода) и отдается якорь. В зависимости от силы ветра и течения якорная цепь стравливается на необходимую длину; после того как якорь заберет в грунте, на якорную цепь кладутся стопора.

Положение «забрал якорь» определяется остановкой корабля или по натянувшейся якорной цепи. Норма длины вытравленной якорной цепи зависит от конкретных условий стоянки (ветер, течение) и бывает несколько больше по сравнению со стоянкой на якоре в морских условиях.

При сильном ветре и течении следует стравить якорную цепь до 10 глубин данного места и усилить наблюдение, особенно в темное время суток. Съемка корабля с якоря предусматривает те же действия, что и в морских условиях. При выбирании якорной цепи на шпиль создается дополнительная нагрузка вследствие течения. Поэтому для облегчения работы шпиля при выбирании якорной цепи обычно приходится немного подрабатывать машиной вперед. В момент отрыва якоря от грунта машинам дают малый передний ход, чтобы корабль не относило течением. Как только якорь выйдет из воды, ход увеличивается.

Правила плавания по внутренним водным путям Союза ССР устанавливают, что на всех отданных с судов якорях должны быть буйки, окрашенные бело-красными полосами, с буйрепом такой длины, чтобы буйки при отданном якоре всегда находились на поверхности, обозначая место отдачи якоря. Длина буйрепа только на немного превышает глубину данного места якорной стоянки.