ОБСЛЕДОВАНИЕ АВАРИЙНОГО КОРАБЛЯ

  Главная     Морское дело - Учебники      Морская практика книга 2

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ АВАРИЙНОГО КОРАБЛЯ

 

 

Во всех случаях посадки корабля на мель первой, наиболее важной и ответственной задачей является обследование аварийного корабля и акватории в районе аварии.

Не имея данных обследования, командир аварийного корабля не может правильно оценить обстановку и принять решение о снятии корабля с мели собственными силами и средствами или о вызове для помощи спасательных судов.

Командир спасательного судна, вызванного для оказания помощи аварийному кораблю, при отсутствии данных обследования также не сможет правильно оценить обстановку, выбрать способ снятия корабля с мели и осуществить его в короткие сроки и с минимальной затратой сил и средств.

При обследовании аварийного корабля и акватории вблизи него должно быть обращено особое внимание на полноту и достоверность получаемых данных, памятуя о том, что от этого зависит ход, а часто и исход работ по снятию корабля с мели.

Из практики известны случаи, когда командиры кораблей, оперируя неточными данными обследования, принимали решение о снятии с мели корабля собственными силами и средствами, делали попытки снять корабль и не добивались положительного результата. Тем временем ухудшалась метеорологическая обстановка, корабль забрасывало дальше на мель, повреждения становились все более серьезными, а спасение его чрезвычайно затруднительным или невозможным.

Состояние и положение аварийного корабля, условия, в которых он находится, и обстоятельства, предшествовавшие и сопутствовавшие аварии, весьма разнообразны. Привести их к одному типовому случаю или к группе типовых случаев и дать для них единую обязательную схему обследования практически невозможно. Для фактических случаев аварий объем требований по этой схеме может оказаться либо чрезмерным, либо недостаточным. Поэтому приводимые ниже требования даются безотносительно к конкретным или типовым случаям аварий, считая, что командир аварийного корабля или спасательного судна сам выберет тот минимум требований, который наиболее полно охарактеризует состояние и положение аварийного корабля, условия, в которых он находится, и т. д.

В общем случае в результате обследования должны быть получены следующие материалы и сведения.

О корабле и грузах

1) формуляр корабля, чертеж общего расположения, кривые элементов теоретического чертежа, схема расположения водонепроницаемых отсеков с указанием их объемов, таблицы непотопляемости;

2) осадка к моменту аварий (носом и кормой);

3) водоизмещение при этой осадке;
 

 

4) перечень, вес и районы расположения (на момент аварии) переменных грузов, которые можно удалить за борт или на другие суда для облегчения аварийного корабля (балластная, котельная, питьевая и санитарная вода, топливо, смазка, боеприпас, различный груз, продовольствие, снабжение и т. д.);

5) перечень, вес и районы расположения постоянных грузов, могущих быть снятыми и переданными на другие корабли для облегчения аварийного корабля (торпедные аппараты, частично артиллерийское вооружение);

6) каргоплан (для транспортов);

7) техническое состояние корпуса к моменту аварии.

Об обстоятельствах, характере и следствии аварии

1) точная дата аварии и уровень воды в момент аварии (для районов с приливами и отливами);

2) координаты места аварии;

3) состояние моря, сила и направление ветра в момент аварии и прогноз погоды (краткосрочный и долгосрочный);

4) причина и обстоятельства посадки на мель; скорость хода непосредственно перед посадкой; истинный курс корабля до посадки и после посадки;

5) характер, районы и размер повреждения корпуса корабля (пробоины, разошедшиеся швы, ослабшие заклепки и т. д.);.

6) осадка корабля после посадки на мель (носом и кормой) и водоизмещение, соответствующее этой осадке;

7) крен корабля;

8) перечень, районы и объемы затопленных отсеков;

9) меры, принятые личным составом (до прихода спасательного судна): для предупреждения распространения воды в отсеки, смежные с поврежденными, для снятия корабля с мели, по частичной разгрузке, завозке якорей и т. д. и результаты принятия этих мер;

10) возможности использования главных машин и котлов, энергетических установок, водоотливных средств, шпилей, брашпиля, грузоподъемных устройств и т. п.

О районе аварии

1) глубины и грунт у бортов и штевней корабля и от корабля до глубокой воды (планшет глубин);

2) расстояние от места аварии до ближайшей гавани и укрытых якорных стоянок;

3) волновой, ветровой и ледовый режимы;

4) течения (постоянные и приливо-отливные), их направление и скорость;

5) прозрачность воды;

6) близость рифов, банок, отмелей, берега, пирсов, пристаней и т. д.