Во всех случаях посадки корабля на мель первой,
наиболее важной и ответственной задачей является обследование аварийного
корабля и акватории в районе аварии.
Не имея данных обследования, командир аварийного корабля не может
правильно оценить обстановку и принять решение о снятии корабля с мели
собственными силами и средствами или о вызове для помощи спасательных
судов.
Командир спасательного судна, вызванного для оказания помощи аварийному
кораблю, при отсутствии данных обследования также не сможет правильно
оценить обстановку, выбрать способ снятия корабля с мели и осуществить
его в короткие сроки и с минимальной затратой сил и средств.
При обследовании аварийного корабля и акватории вблизи него должно быть
обращено особое внимание на полноту и достоверность получаемых данных,
памятуя о том, что от этого зависит ход, а часто и исход работ по снятию
корабля с мели.
Из практики известны случаи, когда командиры кораблей, оперируя
неточными данными обследования, принимали решение о снятии с мели
корабля собственными силами и средствами, делали попытки снять корабль и
не добивались положительного результата. Тем временем ухудшалась
метеорологическая обстановка, корабль забрасывало дальше на мель,
повреждения становились все более серьезными, а спасение его чрезвычайно
затруднительным или невозможным.
Состояние и положение аварийного корабля, условия, в которых он
находится, и обстоятельства, предшествовавшие и сопутствовавшие аварии,
весьма разнообразны. Привести их к одному типовому случаю или к группе
типовых случаев и дать для них единую обязательную схему обследования
практически невозможно. Для фактических случаев аварий объем требований
по этой схеме может оказаться либо чрезмерным, либо недостаточным.
Поэтому приводимые ниже требования даются безотносительно к конкретным
или типовым случаям аварий, считая, что командир аварийного корабля или
спасательного судна сам выберет тот минимум требований, который наиболее
полно охарактеризует состояние и положение аварийного корабля, условия,
в которых он находится, и т. д.
В общем случае в результате обследования должны быть получены следующие
материалы и сведения.
О корабле и грузах
1) формуляр корабля, чертеж общего расположения, кривые элементов
теоретического чертежа, схема расположения водонепроницаемых отсеков с
указанием их объемов, таблицы непотопляемости;
2) осадка к моменту аварий (носом и кормой);
3) водоизмещение при этой осадке;
4) перечень, вес и районы расположения (на момент
аварии) переменных грузов, которые можно удалить за борт или на другие
суда для облегчения аварийного корабля (балластная, котельная, питьевая
и санитарная вода, топливо, смазка, боеприпас, различный груз,
продовольствие, снабжение и т. д.);
5) перечень, вес и районы расположения постоянных грузов, могущих быть
снятыми и переданными на другие корабли для облегчения аварийного
корабля (торпедные аппараты, частично артиллерийское вооружение);
6) каргоплан (для транспортов);
7) техническое состояние корпуса к моменту аварии.
Об обстоятельствах, характере и следствии аварии
1) точная дата аварии и уровень воды в момент аварии (для районов с
приливами и отливами);
2) координаты места аварии;
3) состояние моря, сила и направление ветра в момент аварии и прогноз
погоды (краткосрочный и долгосрочный);
4) причина и обстоятельства посадки на мель; скорость хода
непосредственно перед посадкой; истинный курс корабля до посадки и после
посадки;
5) характер, районы и размер повреждения корпуса корабля (пробоины,
разошедшиеся швы, ослабшие заклепки и т. д.);.
6) осадка корабля после посадки на мель (носом и кормой) и
водоизмещение, соответствующее этой осадке;
7) крен корабля;
8) перечень, районы и объемы затопленных отсеков;
9) меры, принятые личным составом (до прихода спасательного судна): для
предупреждения распространения воды в отсеки, смежные с поврежденными,
для снятия корабля с мели, по частичной разгрузке, завозке якорей и т.
д. и результаты принятия этих мер;
10) возможности использования главных машин и котлов, энергетических
установок, водоотливных средств, шпилей, брашпиля, грузоподъемных
устройств и т. п.
О районе аварии
1) глубины и грунт у бортов и штевней корабля и от корабля до глубокой
воды (планшет глубин);
2) расстояние от места аварии до ближайшей гавани и укрытых якорных
стоянок;
3) волновой, ветровой и ледовый режимы;
4) течения (постоянные и приливо-отливные), их направление и скорость;
5) прозрачность воды;
6) близость рифов, банок, отмелей, берега, пирсов, пристаней и т. д.