УПРАВЛЕНИЕ МАНЕВРАМИ КОРАБЛЯ

  Главная     Морское дело - Учебники      Морская практика книга 2

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

УПРАВЛЕНИЕ МАНЕВРАМИ КОРАБЛЯ

Как уже указано выше, при плавании на реках важнейшим обстоятельством, влияющим на управление маневрами корабля, является течение.
Управление маневрами корабля на течении также затруднено в условиях речного плавания ограниченностью водного пространства.

Другим обстоятельством, затрудняющим маневрирование корабля, является ветер.

Сильные ветры на крупных реках — явление нередкое. Внимательно сопоставляя силу действия течения на погруженную часть корабля и действие ветра на надводную часть борта и надстройки, следует помнить, что небольшой силы ветер при весьма ограниченном пространстве для маневрирования может поставить корабль в затруднительное положение. Большие скорости при значительном угле перекладки руля позволяют речным кораблям производить крутые повороты, что крайне необходимо при плавании по извилистым фарватерам. Течение на одном и том же отрезке русла реки бывает различным в зависимости от изменяющегося уровня реки в разное время года (рис. 160, 161).
 


Если при плавании по течению невозможно сделать поворот обычным способом, можно для поворота прибегнуть к отдаче якоря. Для этого корабль надо поставить поперек течения и отдать якорь. Как только заберет якорь, течением быстро развернет корабль (рис. 162).
 

При боковом ветре (дующем в борт корабля) нужно поворот производить всегда, особенно в узкостях, на ветер. В противном случае корабль ветром будет сильно прижимать к берегу (рис. 163).
При движении вверх реки против течения независимо от характера участка реки командир корабля должен стремиться к тому, чтобы корабль шел параллельно струям течения воды. Это обеспечивает хорошую управляемость кораблем и уменьшает сопротивление воды его движению.
 

 

 

 

 

ПРОХОД ЧЕРЕЗ ПЕРЕКАТЫ

Перед входом на перекат необходимо располагать точными данными о глубинах на перекате и на подвалье, о форме подвалья, о направлении оси корыта переката и о направлении оси фарватера после подвалья.

Форма подвалья может быть выпуклой, струи же воды, скатываясь с подвалья, расходятся в разные стороны; поэтому корабль, проходящий подвалье, может быть отброшен к берегу на мель, если своевременно не удержать его по оси переката.

После подвалья фарватер нередко резко меняет свое направление и, управляя кораблем, необходимо точно следовать по оси фарватера, помогая иногда рулю работами машин.

Перед входом на перекат необходимо знать, где наименьшая глубина судового хода переката. Проходить через перекат можно, только хорошо зная характеристику его, а главное сообразуясь с осадкой корабля. Вследствие различной структуры верха и низа переката проход через перекат по течению и против течения имеет свои особенности (рис. 164).

Идя сверху, по течению, при входе в корыто необходимо

уменьшить ход, а подходя к подвалыо, рекомендуется застопорить машины. В результате этих действий корабль уменьшает

осадку и даже несколько приподнимается догоняющей придонной волной, что очень важно, так как запас воды под килем корабля на перекате бывает сравнительно мал. Войдя в корыто, надо направить корабль точно по оси корыта, сообразуясь с направлением струй воды. При сходе корабля с подвалья дается ход машинами, и корабль направляется по оси фарватера.

Идя снизу, против течения, подходя к подвалью, следует располагать курс корабля так, чтобы направление встречных потоков воды совпадало с диаметральной плоскостью корабля, в противном случае напор встречных струй воды придется в скулу корабля и может уклонить его с оси корыта.

В темное время суток проходить перекат можно только при достаточном знании его и при наличии пловучей и береговой обстановки.

Точное знание командиром корабля формы подвалья переката, расположения каждой косы и заструги, а также умелое управление маневрами корабля являются гарантией успешного и безаварийного прохода через перекат.