ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СНЯТИЯ КОРАБЛЯ С МЕЛИ

  Главная     Морское дело - Учебники      Морская практика книга 2

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СНЯТИЯ КОРАБЛЯ С МЕЛИ

Снятие аварийного корабля с мели может быть произведено своими силами и средствами или с помощью других кораблей,
в зависимости от положения аварийного корабля на грунте, состояния корпуса, гидрометеорологической обстановки, имеющихся в наличии средств и других условий.

Применяются следующие основные способы снятия корабля с мели.

1. Снятие с мели собственными силами и средствами:

— работой только гребных винтов;

— работой гребных винтов с предварительной балластировкой, диферентовкой или кренованием корабля;

— работой гребных винтов с предварительной частичной разгрузкой корабля;

— работой гребных винтов с одновременным выбиранием якорных цепей предварительно завезенных якорей;

— двумя или несколькими из этих способов в различных их сочетаниях.

2. Снятие с мели с помощью других кораблей:

— буксировкой аварийного корабля другими кораблями;

— то же, с предварительной частичной разгрузкой аварийного корабля;

— то же, с предварительной разгрузкой аварийного корабля и применением якорей, гиней и лебедок;

— то же, с предварительным устройством каналов от глубокой воды до аварийного корабля, с отмывкой котлована у бортов и подрывом камней вокруг него;

— то же, с применением понтонов или других специальных пловучих средств.

3. Снятие с мели по спусковым устройствам.

4. Снятие с мели с применением гиней, тракторов и лебедок.

5. Снятие с мели комбинированным способом.

Большинство случаев посадки корабля на мель (особенно

на камни) сопровождается повреждением корпуса и затоплением отдельных отсеков. Поэтому при снятии кораблей с мели приходится предварительно^ заделывать повреждения корпуса и осушать затопленные отсеки. В отдельных случаях заделка крупных повреждений корпуса оказывается невозможной. Тогда облегчение корабля достигается другими мероприятиями и корабль снимается с мели без заделки пробоин и осушения отсеков.

Приведем краткое описание основных способов снятия корабля с мели.

 

 

Снятие корабля с мели собственными силами и средствами

Снятие с мели только работой гребных винтов. Этот способ может быть применен лишь в тех случаях, когда величина усилия, необходимого для стягивания корабля с мели, соизмерима с тяговым усилием, создаваемым работой гребных винтов, а гидрометеорологическая обстановка благоприятна. После обследования и соответствующих расчетов и принятия решения снимать корабль таким способом следует дать задний ход машине, увеличивая его с малого до полного. Если
при работе винтов в течение 1—IV  часов корабль с мели  не сходит, надо попытаться его «раскачать» изменением работы винтов (от положения «стоп» до «полный назад», а если это не поможет, то с «полного вперед» на «полный назад»). На малых кораблях целесообразно одновременно с работой винта переводить по команде личный состав корабля с одного борта на другой. Если эта мера результата не даст, то следует прекратить попытки сняться только работой винтов и принять меры к завозке якорей. В штилевую погоду, при благоприятном прогнозе погоды и посадке на песчаную отмель, можно попытаться работать винтами на задний ход более длительное время (4—5 часов) для того, чтобы струей воды от винтов размыть грунт под днищем и тем самым улучшить условия съемки корабля. Однако целесообразнее не терять на это много времени и приступать к снятию иными способами.

Снятие с мели работой гребных винтов с предварительной балластировкой, диферентовкой иликренованием корабля. Предварительная балластировка, диферентовка или кренование корабля производятся и дают надлежащий эффект в тех случаях, когда эти мероприятия обоснованы расчетом, выполненным по данным обследования аварийного корабля. Обычно этот способ применяется при посадке корабля на мель одной оконечностью или бортом. При посадке на мель носовой оконечностью бывает достаточно принять водяной балласт в кормовую оконечность и тем самым создать кораблю диферент на корму. Если этого недостаточно, можно откачать за борт балласт из носовых цистерн, что позволит увеличить диферент на корму.

В других случаях бывает целесообразно перекачать балласт из носовых цистерн в кормовые и этим обеспечить создание кораблю нужного диферента на корму. Когда корабль сел на мель днищем одного борта и получил при этом крен, для снятия его с мели своими силами и средствами необходимо перенести груз с того борта, которым он сел на мель, на противоположный (например, перекачать топливо из бортовых цистерн), обеспечив плавание его после снятия с мели с тем же или несколько большим креном. Для этого надо предварительно завезти в сторону борта, противоположного сидящему на мели, якорь с носа или с кормы, так как в противном случае по мере кренования корабль будет больше вылезать на мель.

Снятие с мели работой гребных винтов с предварительной частичной разгрузкой корабля. Если попытки снять корабль с мели указанными выше способами не дали положительного результата, то необходимо произвести частичную разгрузку корабля и после этого повторить их. Веса и расположение грузов, намеченных к снятию, обязательно должны быть определены расчетом, так как снятие грузов без расчета может привести к возникновению опасных кренов и нежелательных диферентов корабля. Наиболее удобным грузом для снятия с корабля является вода и жидкое топливо. Удалить их за борт откачкой можно сравнительно быстро. В некоторых случаях создавшаяся обстановка может заставить принять решение выбросить за борт и более ценные грузы. Шлюпки, барказы и катера также могут быть быстро спущены на воду.

Снятие с мели работой гребных винтов с одновременным выбиранием якорных цепей предварительно завезенных якорей. В тех случаях, когда расчетами подтверждена возможность снять корабль с мели своими силами и средствами, но тяговое усилие, создаваемое гребными винтами, оказывается недостаточным, — прибегают к завозке якорей (становых, запасных или верпов). Завозка якорей вместе со штатной якорной цепью из-за недостаточной грузоподъемности корабельных шлюпок, барказов или катеров обычно бывает невозможной. Поэтому якоря завозятся на стальном тросе и отдаются (чаще всего по корме) в расстоянии 150—200 м от корабля, в зависимости от длины имеющегося на корабле троса. Завезти якорь можно на двух спаренных корабельных шлюпках (рис. 167). На месте отдачи якоря предварительно ставится буек.

Вместе с якорем на шлюпках укладывается стальной трос. При подходе шлюпки к месту отдачи якоря топором перерубается пеньковый конец, которым якорь прикреплен к балкам, связывающим обе шлюпки, и якорь вручную сбрасывается в воду. При этом следует остерегаться, чтобы стальным тросом, который быстро травится за якорем, не поранило людей.

 



Если на аварийном корабле имеется моторный катер, то шлюпку с якорем к месту его отдачи и обратно к кораблю лучше буксировать этим катером. При отсутствии катера спаренные шлюпки буксируются другими шлюпками на веслах, при этом с корабля на шлюпки с якорем подается и постепенно потравливается пеньковый конец. После отдачи якоря пеньковый конец, связывающий шлюпки с кораблем, выбирается и шлюпки, с которых потравливают в воду стальной конец от отданного якоря, подтягиваются к кораблю. Трос, соединенный с якорем, принимается на борт корабля, пропускается через полуклюз или кипо-вую планку, наматывается на барабан шпиля или на баллер брашпиля и выбирается. После этого машинам корабля дается малый ход с увеличением его до полного и одновременно выбирается трос, идущий к якорю.

Число завозимых якорей определяется расчетом, причем учитывается наличие на корабле нужного размера стального троса. Следует помнить, что завозка якорей в свежую погоду рискованна, а в отдельных случаях и невозможна.

Снятие с мели комбинированными способами. Необходимость сочетать отдельные способы определяется конкретной обстановкой. Практика показывает, что наиболее часто применяется предварительная частичная разгрузка с завозкой якорей и работой винтов.

Однако не следует делать попытки сняться с мели собственными силами и средствами в тех случаях, если это не оправдывается расчетами. Такие попытки в практике мореплавания довольно часты, но последствия бывают иногда весьма тяжелыми. Нужно помнить, что облегченный в результате частичной разгрузки корабль при внезапно налетевшем шквале будет заброшен на мель дальше и снять его будет затруднительно, а в некоторых случаях и невозможно. Поэтому, принимая решение о разгрузке корабля, надо предусмотреть возможность быстро принять балласт при внезапном изменении погоды.

Завозка якорей всегда целесообразна, причем лучше завозить их и с носа, и с кормы. Если якоря и не будут в полной мере использованы для снятия корабля с мели, то они в случае ухудшения метеорологической обстановки в какой-то мере предохранят корабль от дальнейшего забрасывания его на мель.