§ 71. ПЛАВАНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СУДНА ПОД ПРОВОДКОЙ ЛЕДОКОЛА

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

§ 71. ПЛАВАНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СУДНА ПОД ПРОВОДКОЙ ЛЕДОКОЛА

Судно, которое в предстоящем плавании будет проходить через льды под проводкой ледокола, должно иметь:

достаточный для прохода через льды запас топлива, воды и провизии;

снабжение аварийным инвентарем и материалами согласно Правилам аварийного снабжения морских судов, издаваемых Регистром Союза ССР;

исправные водоотливные средства;

удостоверение о годности судна к плаванию.

Если изложенные выше требования не выполнены, судно может получить отказ в проводке через льды.

Перед входом в лед необходимо проверить исправность клинкетных дверей. Пластыри, аварийное имущество и материалы должны быть расположены в доступных местах, а водоотливные средства приведены в готовность к действию.

Ввиду возможных навалов на другие суда перед началом проводки необходимо приготовить кранцы. Для защиты руля и виита ото льда судно должно иметь дифферент на корму.

Для обеспечения плавания в темное время суток на судах должны быть прожекторы или в крайнем случае сильные люстры.

Перед входом в лед забортные трапы и стрелы должны быть завалены внутрь судна так, чтобы не имелось выступающих частей. Лаги должны быть заблаговременно убраны.

При входе судна в лед нужно предупредить машинную команду о том, чтобы они были готовы к частым изменениям режима работы машины, а также вели наблюдение за тем, чтобы кингстоны не забивались льдом.

Капитаны судов, следующих за ледоколом, обязаны подчиняться приказаниям капитана ледокола и действовать в соответствии с его указаниями. Без разрешения капитана ледокола запрещается выход судов из каравана для самостоятельного плавания. Суда, идущие за ледоколом, должны сохранять свое место в строю, не пытаться обгонять другие суда и сохранять установленную капитаном ледокола дистанцию между ними.

Твердое знание правил для судов, проводимых ледоколами через лед, и звуковых сигналов, употребляемых во время проводки, обязательны для судоводителей транспортных судов, следующих за ледоколом. На командном мостике, в рулевой рубке на видном месте должны быть закреплены таблицы с этими сигналами.

Сигналы ледокола должны повторяться каждым судном в порядке следования в караване. Такой метод подачи сигналов позволяет капитану ледокола в плохую видимость определить, все ли суда находятся в караване, есть ли отставшие, которым необходима помощь.

В этом случае также широко применяется радиотелефонная связь. Во время плохой видимости звуковые сигналы следует дублировать прожектором.

При следовании каналом за ледоколом необходимо править по оси канала. Ледокол оставляет за собой канал, больший чем ширина его корпуса, поэтому судно такой же ширины, как и ледокол, при следовании по оси канала не будет соприкасаться с кромками льда.

Судно, идущее непосредственно за ледоколом, должно опасаться и избегать больших льдин, которые могут внезапно выплыть из-под кормы ледокола. Если уклониться от такой льдины невозможно, то встречать ее следует форштевнем, а не скулой.

При следовании за ледоколом необходимо также наблюдать за резкими изменениями направления его движения. Иногда эти изменения бывают такими, что следующее за ледоколом судно не может развернуться в образовавшемся колене канала и вынуждено остановиться, чтобы не удариться в кромку канала своей скулой во избежание повреждения корпуса.

Для смягчения неизбежного удара о льдину нужно максимально уменьшить скорость движения судна и ударяться о нее форштевнем, а не скулой.

При входе судна в лед замер воды в льялах, пиках и танках двойного дна производится каждый час, а также после каждого случая сильного удара о льдину.

При плавании во льдах наиболее уязвимыми устройствами являются винт и руль. Поэтому должна быть проявлена максимальная забота о сохранении их от повреждения.

Если винт начинает задевать за льдину, нужно обязательно стопорить машину. Если льдины, проходящие вдоль борта судна, сидят в воде глубоко и винт может задеть их, машину также стопорят заблаговременно. Иногда скользящие по борту льдины идут стоя или переворачиваются. Такие льдины тоже опасны для винта, поэтому машину необходимо заранее застопорить.

После остановки машины давать ей снова ход надо постепенно, начиная с самого малого. Это позволяет, во-первых, предохранить винт от сильных ударов о льдины, если они окажутся под кормой, и, во-вторых, отогнать их струей воды от винта.

При движении по каналу за ледоколом судно, прокладывая себе путь, раздвигает битый лед. По мере увеличения густоты льда перед носом начинает образовываться поле сплоченного битого льда, которое сильно тормозит движение вперед и может даже остановить его. Это является одной из причин застревания судна во льдах. Другая причина — сжатие льда, под влиянием которого кромки канала сближаются и начинают давить на борта судна, вначале замедляя движение судна вперед, а затем совсем останавливая его.

В случае застревания во льдах первое, что надо сделать, это дать сигнал «Застрял во льду. Внимание!». Далее следует внимательно наблюдать за льдами и быть готовыми к дальнейшему движению. Если судно самостоятельно не может освободиться, к нему подходит ледокол, который производит околку льда у борта. При этом, если позволяет обстановка, судну следует работать своей машиной. Это дает возможность, во-пер-вых, иметь под кормой чистое пространство для работы винта

и, во-вторых, не упустив момента освобождения ото льдов, начать движение за ледоколом сразу же как только он пройдет перед носом судна.

Если при плавании в караване судно получило такое повреждение, что не может справиться с поступающей водой своими силами, или если его машины и устройства получили такие повреждения, что судно потеряло возможность двигаться самостоятельно, оно должно поднять сигнал бедствия согласно Международному своду сигналов, при наличии радиотелефона сообщить об этом капитану ведущего ледокола. Ледокол во всех случаях обязан оказать помощь бедствующему судну.