Глава XII. ПЛАВАНИЕ СУДНА ВО ЛЬДАХ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко 

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

Глава XII. ПЛАВАНИЕ СУДНА ВО ЛЬДАХ

§ 70. ПОДГОТОВКА СУДНА К ПЛАВАНИЮ ВО ЛЬДАХ

Современные суда, предназначенные для плавания во льдах, имеют специальные подкрепления корпуса. Для самостоятельного плавания во льдах выбирают суда с надлежащей прочностью корпуса и соответствующей мощностью главных механизмов.

Перед длительным плаванием в ледовых условиях, например в Арктике, судно обычно ставят в док для осмотра и устранения обнаруженных дефектов. Во время стоянки в доке или на заводе необходимо обратить особое внимание на перечисленные ниже части судна, которые являются наиболее уязвимыми и ответственными при плавании во льдах.

Руль. Следует проверить техническое состояние пера руля, рудерписа, петель, штырей, баллера и фланцевого соединения пера с баллером, а также оценить возможность перестановки шпонки сектора руля заново в случае скручивания баллера. Кроме этого, должно быть проверено состояние чечевицы под пяткой руля. Если последняя имеет большой износ, ее следует заменить.

Винт и гребной вал. Если судно имеет бронзовый или чугунный гребной винт, его следует заменить на стальной со съемными лопастями. Необходимо осмотреть гребной вал, особенно в районе прилегания его к дейдвуду. Надо проверить, можно ли при следовании во льдах отвернуть судовыми средствами гайки шпилек, которыми лопасти винта крепятся к ступице, отдать гайку винта и снять обтекатель. Необходимо полностью проверить возможность обнажения ступицы винта для смены лопасти путем дифферентования судна при плавании во льдах с назначенной судну нагрузкой.

Также следует установить методы подъема поломанной лопасти и постановки запасной, заготовить необходимые для этой цели материалы и предметы оборудования (брусья, тали, тросы и т. д.).

Запасной винт должен быть хорошо пригнан по конусу гребного вала, так как это позволит в случае необходимости быстро и легко произвести замену всего винта.

Корпус судна. При плавании во льдах корпус судна может получить повреждение, особенно в носовой части, до цилиндрической вставки. Поэтому подводная часть корпуса должна быть тщательно осмотрена, проверены все заклепочные и сварные соединения, установлена степень износа наружной обшивки и т. д. Все обнаруженные дефекты, влияющие на прочность и непроницаемость корпуса, должны быть устранены. Обязательно надо предусмотреть наличие обухов в районе кормового подзора для крепления тросов и талей.

Кингстоны. Необходимо осмотреть и, если надо, исправить кингстонные решетки. У судов ледового плавания следует иметь как днищевой, так и бортовой кингстоны. Во время плавания бортовой кингстон часто забивается льдом, и тогда пользуются днищевым. Иногда же чистая вода находится между берегом и севшими на мель стамухами, на которых держится лед, идущий с моря, и судно идет по мелководью. В этом случае пользуются бортовым кингстоном, так как днищевой может быть забит илом.

Поперечные переборки. Плавание среди льдов сопряжено с риском повредить корпус, вследствие чего может появиться водотечность. Следовательно, необходимо осмотреть и проверить состояние поперечных переборок. Переборки форпика и ах-терпика нужно опробовать наливом воды в отсек, а остальные переборки внимательно осмотреть. Все обнаруженные при осмотре дефекты должны быть устранены, а переборки опробованы струей воды из шланга.

Водоотливные средства. Необходимо проверить и привести в порядок водоотливные средства судна. Осмотреть и проверить в работе осушительные и балластные трубопроводы, тщательно вычистить льяла и сетки приемников осушительного трубопровода, проверить исправность измерительных и воздушных трубок, а также ограждения последних. Надо проверить исправность пайола в трюмах, чтобы в льяла поступала чистая вода, свободная от примесей, способных загрязнить трубопроводы.

Если возможна встреча со льдами, перед уходом в плавание необходимо:

1. Проверить аварийное имущество, руководствуясь нормами Регистра Союза ССР, и пополнить недостающие предметы.

2. Учитывая возможность зимовки во льдах, предусмотреть:

размещение экипажа на судне во время зимовки;

отопление помещений;

снабжение техническими материалами, необходимыми для оборудования помещений;

снабжение продовольствием на время плавания и на время стоянки;

вещевое довольствие согласно коллективному договору.

Обычно все снабжение, предназначенное для зимовки, хранится в отдельном помещении и расходуется лишь тогда, когда возникает необходимость зимовки.

3. Иметь на борту мото- или электропомпы для приема со льда пресной воды, а также в качестве откачивающего средства.

4. Иметь длинные бамбуковые шесты с металлическими наконечниками на одном конце для отталкивания льда от винта
(4—5 штук). Иногда такие шесты являются единственным средством для освобождения винта и руля от отдельных льдин.

5. Иметь на судне 2—3 ледовых якоря со стальными тросами.

6. Установить на фок-мачте, как можно выше, бочку для обзора льдов. Мостик и бочка должны быть соединены телефонной связью. На современных судах для ледовых плаваний бочка оборудуется машинным телеграфом.