Современные суда, предназначенные для плавания во льдах, имеют
специальные подкрепления корпуса. Для самостоятельного плавания во льдах
выбирают суда с надлежащей прочностью корпуса и соответствующей
мощностью главных механизмов.
Перед длительным плаванием в ледовых условиях, например в Арктике, судно
обычно ставят в док для осмотра и устранения обнаруженных дефектов. Во
время стоянки в доке или на заводе необходимо обратить особое внимание
на перечисленные ниже части судна, которые являются наиболее уязвимыми и
ответственными при плавании во льдах.
Руль. Следует проверить техническое состояние пера руля, рудерписа,
петель, штырей, баллера и фланцевого соединения пера с баллером, а также
оценить возможность перестановки шпонки сектора руля заново в случае
скручивания баллера. Кроме этого, должно быть проверено состояние
чечевицы под пяткой руля. Если последняя имеет большой износ, ее следует
заменить.
Винт и гребной вал. Если судно имеет бронзовый или чугунный гребной
винт, его следует заменить на стальной со съемными лопастями. Необходимо
осмотреть гребной вал, особенно в районе прилегания его к дейдвуду. Надо
проверить, можно ли при следовании во льдах отвернуть судовыми
средствами гайки шпилек, которыми лопасти винта крепятся к ступице,
отдать гайку винта и снять обтекатель. Необходимо полностью проверить
возможность обнажения ступицы винта для смены лопасти путем
дифферентования судна при плавании во льдах с назначенной судну
нагрузкой.
Также следует установить методы подъема поломанной лопасти и постановки
запасной, заготовить необходимые для этой цели материалы и предметы
оборудования (брусья, тали, тросы и т. д.).
Запасной винт должен быть хорошо пригнан по конусу гребного вала, так
как это позволит в случае необходимости быстро и легко произвести замену
всего винта.
Корпус судна. При плавании во льдах корпус судна может получить
повреждение, особенно в носовой части, до цилиндрической вставки.
Поэтому подводная часть корпуса должна быть тщательно осмотрена,
проверены все заклепочные и сварные соединения, установлена степень
износа наружной обшивки и т. д. Все обнаруженные дефекты, влияющие на
прочность и непроницаемость корпуса, должны быть устранены. Обязательно
надо предусмотреть наличие обухов в районе кормового подзора для
крепления тросов и талей.
Кингстоны. Необходимо осмотреть и, если надо, исправить кингстонные
решетки. У судов ледового плавания следует иметь как днищевой, так и
бортовой кингстоны. Во время плавания бортовой кингстон часто забивается
льдом, и тогда пользуются днищевым. Иногда же чистая вода находится
между берегом и севшими на мель стамухами, на которых держится лед,
идущий с моря, и судно идет по мелководью. В этом случае пользуются
бортовым кингстоном, так как днищевой может быть забит илом.
Поперечные переборки. Плавание среди льдов сопряжено с риском повредить
корпус, вследствие чего может появиться водотечность. Следовательно,
необходимо осмотреть и проверить состояние поперечных переборок.
Переборки форпика и ах-терпика нужно опробовать наливом воды в отсек, а
остальные переборки внимательно осмотреть. Все обнаруженные при осмотре
дефекты должны быть устранены, а переборки опробованы струей воды из
шланга.
Водоотливные средства. Необходимо проверить и привести в порядок
водоотливные средства судна. Осмотреть и проверить в работе осушительные
и балластные трубопроводы, тщательно вычистить льяла и сетки приемников
осушительного трубопровода, проверить исправность измерительных и
воздушных трубок, а также ограждения последних. Надо проверить
исправность пайола в трюмах, чтобы в льяла поступала чистая вода,
свободная от примесей, способных загрязнить трубопроводы.
Если возможна встреча со льдами, перед уходом в плавание необходимо:
1. Проверить аварийное имущество, руководствуясь нормами Регистра Союза
ССР, и пополнить недостающие предметы.
2. Учитывая возможность зимовки во льдах, предусмотреть:
размещение экипажа на судне во время зимовки;
отопление помещений;
снабжение техническими материалами, необходимыми для оборудования
помещений;
снабжение продовольствием на время плавания и на время стоянки;
вещевое довольствие согласно коллективному договору.
Обычно все снабжение, предназначенное для зимовки, хранится в отдельном
помещении и расходуется лишь тогда, когда возникает необходимость
зимовки.
3. Иметь на борту мото- или электропомпы для приема со льда пресной
воды, а также в качестве откачивающего средства.
4. Иметь длинные бамбуковые шесты с металлическими наконечниками на
одном конце для отталкивания льда от винта
(4—5 штук). Иногда такие шесты являются единственным средством для
освобождения винта и руля от отдельных льдин.
5. Иметь на судне 2—3 ледовых якоря со стальными тросами.
6. Установить на фок-мачте, как можно выше, бочку для обзора льдов.
Мостик и бочка должны быть соединены телефонной связью. На современных
судах для ледовых плаваний бочка оборудуется машинным телеграфом.