Глава XI. СНЯТИЕ СУДНА С МЕЛИ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

Глава XI. СНЯТИЕ СУДНА С МЕЛИ

§ 66. ПРИЧИНЫ ПОСАДКИ СУДНА НА МЕЛЬ. ПРОМЕР ГЛУБИН ВОКРУГ АВАРИЙНОГО судна и измерение ЕГО ОСАДКИ

Посадка судна на мель может быть вызвана метеорологическими и навигационными причинами, к которым относятся: штормовая погода, туман, снегопад, подъем и спад воды, ледовая обстановка; отсутствие или неправильная установка навигационного ограждения, ошибки в счислении и в прокладке, неисправность навигационных приборов и устройств управления судном.

Суда могут оказаться также на мели вследствие преднамеренного выбрасывания на берег из-за полученного тяжелого повреждения для спасения людей, груза и самого судна.

При посадке на мель, в зависимости от скорости судна, его тоннажа и состояния грунта, может быть поврежден корпус (пробоины или вмятины). Немедленно после посадки судна на мель необходимо произвести промер глубин непосредственно у бортов и штевней судна ручным лотом. Затем, если позволяет погода, спустить шлюпку и промерить лотом глубины в районе аварийного судна. Площадь обследуемого района выбирают

в каждом конкретном случае таким образом, чтобы промерами охватить участок акватории от судна до глубокой воды и в стороны от судна для подхода к нему и для маневрирования около него одного или нескольких спасательных судов.

 

Рис. 175. Планшет глубин

Данные промеров заносят на планшет глубин (рис. 175), в котором схематически, но в масштабе изображают проекцию

ватерлинии аварийного судна, ориентированную по странам света. Кроме того, на планшете указано положение уровня воды относительно ординара (полная, средняя, малая вода) и время производства промеров. Для обнаружения отдельных торчащих над грунтом камней вблизи борта судна или на подходах к нему спускают водолазов или забрасывают жесткий трал. Местоположение камней также наносят на планшет глубин. Характер грунта определяют путем осмотра проб, взятых ручным лотом или водолазами. Пробы следует брать © разных местах по длине судна и вблизи него. Нужно всегда помнить, что от точности промера глубин, особенно на пути предполагаемого снятия судна, зависит ход и итог работ по его снятию.
Одновременно с промером производят обмер углублений

штевней и мидель-шпангоута. Зная осадку судна до его посадки на мель (из судового журнала, с учетом всплытия вследствие произведенного расхода топлива и воды за время следования в пути) и сравнив эти данные с данными, полученными после

посадки, можно с достаточной точностью определить потерю

водоизмещения, а также узнать, какой участок днища судна и на каком протяжении касается грунта.

Для более точного уяснения района и величины площади соприкосновения судна с грунтом применяют метод так называемой подрезки, который заключается в следующем (рис. 176).

 

Рис. 176.  Определение места соприкосновения с грунтом методом подрезки:
1 — заводка подкильных концов с носа и кормы; 2 — соприкосновение подкильных концов с грунтом; 3 — вертикальное положение ветвей обоих подкильных концов
 

 

 



Параллельно с промером на севшем на мель судне основывают из тонкого стального троса (толщиной 20—25 мм) два
подкильных конца. Один из них ведут под наклоном от носа к корме, а другой— от кормы к носу. До места фактического соприкосновения судна с грунтом оба подкильных конца будут идти беспрепятственно, облегая вплотную корпус. Когда же концы упрутся в грунт, непосредственно прилегающий к корпусу судна, протащить их дальше будет невозможно.

Для того чтобы точно определить границы соприкосновения, с обоих бортов поднимают вертикально оба конца и замечают номера шпангоутов, в районе которых пришлись концы.

Таким образом можно определить, сколько шпангоутов корпуса судна соприкасается с грунтом. Сопоставляя эти данные с данными промера глубин, можно более точно определить район соприкосновения судна с грунтом и правильно наметить план дальнейших мероприятий по съемке.

Пример. Кормовой подкильный конец остановился у 38 шпангоута, а носовой — у 27. Средняя осадка судна после посадки 5,8 м глубина в районе соприкосновения с правого борта 5,6 м, ас левого — 6 ж.

Вывод. Судно сидит на протяжении 11 (38—27) шпангоутов, главным образом, правым бортом.

Если есть возможность, то полезно одновременно произвести водолазное обследование поврежденной подводной части и уяснить общие условия посадки.

Данные промера глубин также крайне необходимы для выбора способа снятия судна с мели: или задним ходом с одновременным выбиранием заведенных якорей, или созданием дифферента и крена.