§ 66. ПРИЧИНЫ ПОСАДКИ СУДНА НА МЕЛЬ. ПРОМЕР ГЛУБИН ВОКРУГ АВАРИЙНОГО
судна и измерение ЕГО ОСАДКИ
Посадка судна на мель может быть вызвана метеорологическими и
навигационными причинами, к которым относятся: штормовая погода, туман,
снегопад, подъем и спад воды, ледовая обстановка; отсутствие или
неправильная установка навигационного ограждения, ошибки в счислении и в
прокладке, неисправность навигационных приборов и устройств управления
судном.
Суда могут оказаться также на мели вследствие преднамеренного
выбрасывания на берег из-за полученного тяжелого повреждения для
спасения людей, груза и самого судна.
При посадке на мель, в зависимости от скорости судна, его тоннажа и
состояния грунта, может быть поврежден корпус (пробоины или вмятины).
Немедленно после посадки судна на мель необходимо произвести промер
глубин непосредственно у бортов и штевней судна ручным лотом. Затем,
если позволяет погода, спустить шлюпку и промерить лотом глубины в
районе аварийного судна. Площадь обследуемого района выбирают
в каждом конкретном случае таким образом, чтобы
промерами охватить участок акватории от судна до глубокой воды и в
стороны от судна для подхода к нему и для маневрирования около него
одного или нескольких спасательных судов.
Рис. 175. Планшет глубин
Данные промеров заносят на планшет глубин (рис. 175), в котором
схематически, но в масштабе изображают проекцию
штевней и мидель-шпангоута. Зная осадку судна до его посадки на мель (из
судового журнала, с учетом всплытия вследствие произведенного расхода
топлива и воды за время следования в пути) и сравнив эти данные с
данными, полученными после
посадки, можно с достаточной точностью определить потерю
водоизмещения, а также узнать, какой участок днища судна и на каком
протяжении касается грунта.
Для более точного уяснения района и величины площади соприкосновения
судна с грунтом применяют метод так называемой подрезки, который
заключается в следующем (рис. 176).
Рис. 176. Определение места соприкосновения с
грунтом методом подрезки:
1 — заводка подкильных концов с носа и кормы; 2 — соприкосновение
подкильных концов с грунтом; 3 — вертикальное положение ветвей обоих
подкильных концов
Параллельно с промером на севшем на мель судне основывают из тонкого
стального троса (толщиной 20—25 мм) два
подкильных конца. Один из них ведут под наклоном от носа к корме, а
другой— от кормы к носу. До места фактического соприкосновения судна с
грунтом оба подкильных конца будут идти беспрепятственно, облегая
вплотную корпус. Когда же концы упрутся в грунт, непосредственно
прилегающий к корпусу судна, протащить их дальше будет невозможно.
Для того чтобы точно определить границы соприкосновения, с обоих бортов
поднимают вертикально оба конца и замечают номера шпангоутов, в районе
которых пришлись концы.
Таким образом можно определить, сколько шпангоутов корпуса судна
соприкасается с грунтом. Сопоставляя эти данные с данными промера
глубин, можно более точно определить район соприкосновения судна с
грунтом и правильно наметить план дальнейших мероприятий по съемке.
Пример. Кормовой подкильный конец остановился у 38 шпангоута, а носовой
— у 27. Средняя осадка судна после посадки 5,8 м глубина в районе
соприкосновения с правого борта 5,6 м, ас левого — 6 ж.
Вывод. Судно сидит на протяжении 11 (38—27) шпангоутов, главным образом,
правым бортом.
Если есть возможность, то полезно одновременно произвести водолазное
обследование поврежденной подводной части и уяснить общие условия
посадки.
Данные промера глубин также крайне необходимы для выбора способа снятия
судна с мели: или задним ходом с одновременным выбиранием заведенных
якорей, или созданием дифферента и крена.