§ 76. СПОСОБЫ ШТОРМОВАНИЯ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  69  70  71  72  73  74  75  76  77 

 

 

§ 76. СПОСОБЫ ШТОРМОВАНИЯ

Со времен парусного флота и по настоящее время в морской практике применяются три способа штормования: против волны, по волне, находясь в дрейфе.

Первый способ пригоден для судов с длинными баками, защищающими палубу от заливания ее волнами. При этом способе штормования судно приводят носом на ветер и волну, уменьшая его ход настолько, чтобы оно не потеряло управляемости. При подходе крупных волн, чтобы не принимать много воды и избежать сильных ударов, ход сбавляют еще больше, а если после прохождения гребня нос уваливается под ветер, то рулем и машиной судно опять приводят на ветер. Неудобство этого метода заключается в том, что судно все же испытывает сильные удары в носовой подзор и днище, так как происходит сложение скоростей судна и волн. Кроме того, тенденция современных судов уваливаться под ветер требует неослабной работы рулем, чтобы не попасть в положение лагом к волне.

Второй способ заключается в том, что судно приводят в фордевинд или бакштаг, уменьшают ход настолько, чтобы оно все же слушалось руля, и затем спускаются по ветру. Качка судна при этом способе может быть значительной, однако удары волн почти не ощущаются, так как судно как бы уходит от них. Уменьшаются также и напряжения в корпусе. Неудобство способа заключается в том, что движение по ветру может далеко увести судно от нужного пути, возможно также заливание кормы.

Третий способ штормования состоит в том, что судну предоставляют возможность дрейфовать по ветру с застопоренными машинами, в том положении, которое избирает само судно. Обычно это будет курс; близкий в бакштагу. Удары волн при этом способе значительно смягчаются, но дрейф может сопровождаться сильной бортовой качкой. На судах, обладающих большой остойчивостью, этот прием применять не рекомендуется.

 

§ 77. ПРИМЕНЕНИЕ МАСЛА И ПЛАВУЧИХ ЯКОРЕЙ В ШТОРМ


С давних пор мореплавателям известно, что лед, трава и масло, находящиеся в воде, значительно снижают волнение. Особенно важно для судоводителей это свойство в отношении масла, так как последнее всегда имеется на судне, и применение его для успокоения волнения очень просто. Масло, распространяясь тонким слоем по поверхности воды, образует защитную пленку, которая сглаживает гребни волн и препятствует их попаданию на палубу судна. Любой вид масла дает положительные результаты, однако жидкие масла, животные и растительные более эффективны, чем минеральные.

Масло выпускают наружу через фановые трубы, шпигаты и из парусиновых мешков. В последнем случае в мешки закладывают паклю и заливают ее маслом. Для лучшего просачивания масла в мешке прокалывают отверстия тонким шилом или парусной иглой. При штормовании носом против волны масло следует выпускать как можно ближе к форштевню. Для этой цели мешки с маслом можно укрепить у козырька на баке и по бортам в носовой части судна. Мешки не следует опускать в воду, а надо держать их над поверхностью с подвешенным грузом, но так, чтобы они не могли быть смыты проходящими волнами.

Можно также использовать для выпуска масла носовые фановые трубы, куда также закладывают паклю, и на нее тонкой струей из подвешенного мешка льется масло. В случаях, когда судно идет лагом к волне или принимает волну в скулу, масло выпускают в нескольких местах через фановые трубы наветренного борта.

Наиболее эффективно действие масла проявляется при следовании на фордевинд или бакштаг. При таких курсах относительно волны масло выпускают с бака и по бортам судна через фановые трубы или с помощью парусиновых мешков.

Распространяясь вокруг судна и позади него, масло сглаживает гребни подходящих волн. Судно следует все время в зоне, покрытой масляной пленкой, с относительно спокойным волнением. Сглаживающее влияние масла зафиксировано во многих случаях при плавании в штормовую погоду.

Так, крупнотоннажное советское судно, попав в зимнее время в Атлантическом океане в жестокий шторм, легло в дрейф. С судна с помощью пяти мешков, спущенных с бортов, стали выпускать на воду масло. Гребни волн значительно сгладились, и поступление воды на палубу прекратилось. В течение 22 ч штормования было израсходовано 60 л масла. Подобные факты подтверждают ценность столь простого способа при плавании на сильном волнении.

Во многих прежних руководствах по морской практике описаны способы изготовления и применения плавучих якорей для удержания судна носом на волну при нахождении в дрейфе. Большинство подобных рекомендаций идет еще со времени парусного флота, но к современным крупнотоннажным судам они неприменимы.

Вместе с тем в аварийных случаях, когда, например, на судне вышла из строя машина, применение плавучего якоря при умеренном ветре может спасти судно от дрейфа в сторону опасности. Простейший плавучий якорь можно изготовить из двух бревен длиной 6—8 м, которые принайтовливают одно к другому крестом. К кресту прикрепляют брезент, а к концам бревен — оттяжки, соединенные со стальным дректовом. Для того чтобы якорь стоял в воде вертикально, к концу одного из бревен принайтовливается верп. Изготовленный таким образом якорь спускают в воду, вытравливая дректов на 200—250 м. Если держащая сила плавучего якоря оказывается недостаточной, то в дополнение к нему вытравливают брашпилем становой якорь на длину пяти — шести смычек якорь-цепи.

При свежем ветре судно может таким образом держаться носом на ветер, пока не будет закончен ремонт машины или не подойдет на помощь другое судно. Эту рекомендацию можно применять при больших глубинах в районе дрейфа судна. Если же аварийное положение возникнет на средних глубинах (до 100 м), то для предупреждения сноса на мель или других опасностей можно использовать прием, называемый «дрейфом на якоре». В этом случае становой якорь вытравливают на длину цепи, несколько превосходящую глубину места. Судно под действием ветра и сдерживающей силы якоря развернется носом против волны и будет медленно дрейфовать в подветренную сторону, волоча якорь по грунту.