§ 69. СНЯТИЕ СУДНА С МЕЛИ С ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩЬЮ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

§ 69. СНЯТИЕ СУДНА С МЕЛИ С ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩЬЮ

Снятие аварийного судна с мели буксировкой другими судами. Этот способ наиболее распространен, но применение его без выполнения других мероприятий (разгрузки и т. п.) не всегда бывает оправданно.

Часто забывают, что если арифметическая сумма тяговых усилий, которые могут развить буксирующие суда, равна или близка к величине усилия, необходимого для стягивания аварийного судна с мели, то это еще не значит, что этими тяговыми усилиями можно снять его с мели. Это происходит потому, что, во-первых, нельзя добиться приложения максимальных тяговых усилий одновременно всеми буксирующими судами, особенно при стягивании рывком; во-вторых, не все буксирующие суда тянут в одном направлении, так как они обычно располагаются «веером» по отношению к аварийному судну; в-третьих, тяговое усилие, создаваемое винтами буксирующих судов, несколько уменьшается на мелком месте и, в-четвертых, длинные буксиры, поданные на аварийное судно, могут провисать до грунта и часть усилий буксирующих судов будет тратиться на преодоление трения буксира о грунт.

Все это следует учитывать при определении ожидаемого эффекта от буксировки другими судами, тем более что и сами
величины тяги буксирующих судов определяются весьма ориентировочно.

Расположение буксирующих судов по отношению к аварийному судну зависит от целого ряда конкретных условий и должно быть выбрано после тщательного изучения следующих ос-новных данных обстановки:

глубины по пути стаскивания судна и в районе его посадки; направления и скорости течения постоянного или приливо-отливного; амплитуды колебания уровня воды при приливах и отливах;

силы и направления ветра в момент снятия с мели, ожидаемого прогноза погоды; безопасности буксируемого судна при ухудшении погоды, защищенности района аварии от штормов;

расстояния от места посадки до глубокой воды; мощности буксирующих судов и возможности полностью выбрать поданные на аварийное судно буксиры при данном расстоянии;

характера грунта, держащей силы якорей буксирующих судов и других данных, зависящих от конкретной обстановки.

Необходимо тщательно продумывать и определять места закрепления буксиров на аварийном судне, учитывая при этом мощность буксировщика и возможность рывков при буксировке. Наиболее безопасным для аварийного судна является заведение на нем браги из надежного (в зависимости от величины усилий, необходимых для стягивания) стального троса.

Заводить брагу можно за несколько кнехтов, прочную надстройку, комингсы люков грузовых трюмов и вокруг корпуса в районе ширстрека, подвешивая брагу на концах. Для предохранения браги от перерезания на форштевне под нее подкла-дывают мягкий или деревянный кранец. Если брага заводится за надстройку, то на двух углах под нее также следует подложить деревянные подушки или маты.

Для того чтобы рывки буксирующих судов не передавались резко на все буксирное устройство, целесообразно в буксирные тросы включать смычки якорной цепи или навешивать на них балласт.

На аварийном судне к моменту снятия его с мели необходимо приготовить к немедленной отдаче становые якоря, которыми, при необходимости, можно будет остановить движение судна на глубокой воде и этим предотвратить возможность его столкновения с одним из буксирующих судов.

Снятие с мели буксировкой другими судами с предварительной частичной разгрузкой. В тех случаях, когда расчет подтвердил, что снять аварийное судно с мели только буксировкой невозможно, производят частичную разгрузку судна, определив предварительно вес и расположение намеченных к снятию грузов. Для сохранения грузов, снимаемых с аварийного судна, их перегружают на баржи или на грузовые суда, осадка которых позволяет подойти к борту аварийного судна. Если после разгрузки аварийного судна величина усилия, необходимого для снятия, окажется все же больше суммарных тяговых усидий судов, прибывших для оказания помощи, то для создания дополнительных стягивающих усилий целесообразно завести гини.

Подвижный блок гиней надо закрепить за стальной конец завезенного одного или нескольких якорей, а неподвижный — за аварийное судно. Ходовой лопарь гиней можно выбирать брашпилем или шпилем аварийного судна.

Разбивку гиней удобнее производить на палубе аварийного судна, а не в воде, так как будучи подвешенными в воде или находясь на грунте гини перекрутятся, чего нельзя увидеть сверху. В них появится значительное дополнительное трение, а коэффициент полезного действия их резко уменьшится.

Заводка гиней на аварийное судно имеет тот недостаток, что нельзя намного разнести блоки из-за ограниченности свободной площади палубы и из-за необходимости в связи с этим неоднократно раздергивать блоки гиней. Так, например, если свободная площадь палубы аварийного судна позволяет разнести блоки гиней на 30 м, а путь, который должно пройти снимаемое с мели судно, равен 150 м, то блоки гиней придется дополнительно раздернуть не менее четырех раз.

Несмотря на эти недостатки, применение гиней для снятия судна дает наибольший по сравнению с другими способами эффект, так как позволяет создать большие стягивающие усилия. Неподвижный блок гиней лучше крепить к адмиралтейским якорям. Якоря завозят суда, прибывшие для оказания помощи.

Для снятия судна с мели можно применять одновременно несколько гиней.

Снятие с мели буксировкой с предварительным устройством каналов и с отмывкой котлована. При посадке судна на прибрежные отмели, особенно в шторм, судно обычно заносит грунтом, причем аварийное судно после шторма может оказаться в нескольких десятках метров от уреза воды. Расстояние от аварийного судна до глубокой воды может превышать 400 м, причем глубины при песчаных грунтах обычно нарастают медленно.

В этих случаях снять судно с мели без предварительного устройства канала и создания котлована у бортов невозможно.

Каналы и котлованы прорываются или отмываются землечерпательными снарядами, землесосами, рефулерами, винтами спасательных или других судов или переносными средствами: гидромониторами, гидролопатами, эжекторами (при отмывке небольших котлованов).

В песчаных и илистых грунтах наиболее эффективным способом устройства канала или котлована является размывка их гребными винтами спасательных или других судов.
Практикой установлено, что работа винта для промывки канала или котлована достаточно эффективна на глубинах, не превышающих 1,2—1,25 осадки судна. Например, для промывки канала глубиной 5 м необходимо использовать судно с осадкой не менее 4—4,2 м.

Прежде чем начинать промывку канала, необходимо тщательно промерить возможно короткий путь от глубокой воды до аварийного судна и расставить вехи на намеченной трассе. Затем судно, предназначенное для промывки, становится на якоря на глубокой воде у начала намеченной трассы канала, а с его кормы на аварийное судно заводят буксир. Если ось намеченного канала не совпадает с направлением диаметральной плоскости аварийного судна, то целесообразно завести два швартова, по одному на каждую оконечность аварийного судна. Это нужно для того, чтобы, выбирая швартовы попеременно, можно было направлять корму промывающего судна, а следовательно, и струю воды от винтов в нужном направлении и тем самым обеспечить промывку канала необходимой ширины.

После заводки и надежного крепления на аварийном судне' швартовы выбирают втугую, а машине дают передний ход от малого до полного.

По мере промывки якорную цепь потравливают, а буксиры подбирают, и судно постепенно по создаваемому им каналу подвигается к аварийному судну.

Ширина промываемого канала должна быть определена заранее с учетом силы и направления постоянного и приливо-отливного течений, господствующего волнового режима, глубины канала от поверхности грунта до заданной отметки, характера грунта и предполагаемого времени промывки канала.

При отмывке канала очень важно следить за состоянием погоды и степенью заносимости уже промытого канала. Судну, промывающему канал, необходимо обеспечить возможность быстрого выхода из него на глубокую воду при ухудшении погоды. Известны случаи, когда судно, промывающее канал, при быстром ухудшении погоды оказалось само выброшенным на отмель.

Во время шторма канал обычно полностью заносит грунтом, и работы приходится начинать сначала.

При промывке канала машины должны работать только на передний ход, так как при работе на задний ход промывающее судно неизбежно замоет себя. Кроме того, пульпа, создаваемая от смеси с грунтом, через приемные решетки кингстонов будет попадать в холодильник или в зарубашечное пространство главных дизелей, быстро забьет их, и главные машины могут выйти из строя.

После промывки канала до аварийного судна необходимо промыть у его бортов котлован, что может быть выполнено также винтами.
Для того чтобы стащить аварийное судно в котлован, необходимо приложить значительные усилия. Эти усилия создаются непосредственной буксировкой другими судами, гинями, домкратами и другими способами.

Если на пути вымываемого котлована или около аварийного судна попадаются крупные камни или отдельные участки скалистого грунта, необходимо подрывать их.

Прорывать каналы и котлованы с помощью землечерпалок, землесосов или рефулеров целесообразно и достаточно эффективно только в районах, хорошо защищенных от волнения.

Снятие с мели с применением понтонов и других специальных плавучих средств. Этот способ применяется в тех случаях, когда другие способы либо не применимы, либо не могут дать надлежащего эффекта. Обычно это бывает тогда, когда аварийное судно сидит на камнях, отдельные камни вдавились в днище или даже продавили наружную обшивку и второе дно и вошли внутрь отсека. Причем заделка всех повреждений с откачкой воды невозможна, а максимальная разгрузка не обеспечивает судну достаточной для снятия с мели плавучести, остойчивости или того и другого. В этих случаях под борта аварийного судна подводятся понтоны или баржи.

Если невозможно подвести под судно стропы для крепления к ним понтонов, то понтоны можно крепить за специальные проушины, привариваемые к обшивке в районе скулы судна, а баржи — к специальным кронштейнам, также привариваемым к аварийному судну.

Понтоны и баржи наиболее удобно применять в районах с приливами и отливами.

Необходимо учитывать, что применение барж и понтонов возможно только в штилевую погоду, так как во время шторма может разрушить понтоны, баржи и кронштейны, а также .аварийное судно, о борта которого они будут биться.

Снятие с мели по спусковым устройствам. Этот способ применяется в основном для снятия малых судов, выброшенных на берег с крутым уклоном до глубокой воды. В этих случаях аварийное судно приподнимают домкратами над грунтом и под него укладывают на выровненный грунт деревянные лежни. К судну прикрепляют салазки, на которых по смазанным салом лежням гинями и лебедками его стаскивают на глубокую воду.

Для снятия с берега малых судов (катеров, барж) применяются гини и лебедки. Вместо лебедок можно использовать тракторы.

Снятие судов с мели комбинированным способом на практике применяется очень часто. Выбор средств в том или ином случае зависит от конкретной обстановки аварии.