Аварийное судно с мели можно снять своими силами и
средствами или с помощью других судов, в зависимости от положения
аварийного судна на грунте, состояния его корпуса,
гидрометеорологической обстановки, имеющихся в наличии технических
средств и ряда других условий.
На практике применяются следующие основные способы снятия судна с мели.
1. Снятие с мели собственными силами и средствами: работой только
гребных винтов;
работой гребных винтов с предварительной балластировкой, дифферентовкой
или кренованием судна;
работой гребных винтов с предварительной частичной разгрузкой судна;
работой гребных винтов с одновременным выбиранием якорных цепей
предварительно завезенных якорей;
двумя или несколькими из этих способов в различных их сочетаниях.
2. Снятие с мели с помощью других судов: буксировкой аварийного судна
другими судами;
то же, с предварительной разгрузкой аварийного судна и применением
якорей, гиней и лебедок;
то же, с предварительным устройством каналов от глубокой воды до
аварийного судна, с отмывкой котлована у бортов и подрывом камней вокруг
него;
то же, с применением понтонов или других специальных плавучих средств.
3. Снятие с мели при помощи спусковых устройств.
4. Снятие с мели с применением гиней и лебедок.
5. Снятие с мели комбинированным способом.
Большинство случаев посадки судна на мель (особенно на
камни) сопровождается повреждением корпуса и затоплением отдельных
отсеков. Поэтому при снятии судов с мели приходится предварительно
заделывать повреждения корпуса и осушать затопленные отсеки.
Иногда заделать крупные повреждения корпуса оказывается невозможным.
Тогда судно облегчают другими способами, и судно снимается с мели без
заделки пробоин и осушения отсеков.
Приведем краткое описание основных способов снятия судна с мели.