ОСНОВНЫЕ ТИПЫ НЕПОЛАДОК НА УЧАСТКЕ ЗАГРУЗКИ ДОМЕННОЙ ПЕЧИ, МЕРЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

  Главная     Учебники - Металлургия     Машинист загрузки доменной печи

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ НЕПОЛАДОК НА УЧАСТКЕ ЗАГРУЗКИ ДОМЕННОЙ ПЕЧИ, МЕРЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

На участке загрузки эпизодически могут возникать неполадки в работе отдельных механизмов. Например, в 1966 г. на участке загрузки доменного цеха ММК было выявлено 2056 неполадок (неполадки механического оборудования составили 907 случаев, неполадки электрического оборудования 1011 случаев и причина 138 неполадок не выяснена). Тем не менее опытные машинисты бесперебойно осуществляли подачу материалов в печь. Основой их успешной работы является глубокое знание командных взаимосвязей автоматики, устройств и технической характеристики оборудования. Однако бывают случаи, когда машинист загрузки даже с большим производственным стажем теряется при возникновении неполадок и производит ложные операции, усугубляя положение. Так, из общего числа неполадок на ММК, приведенных выше, только 9% неполадок (185 случаев) сопровождались аварийным простоем доменной печи. В табл. 6 приведены отдельные случаи неполадок механического и электрического оборудования участка загрузки, указаны возможные их причины и даны некоторые рекомендации устранения неполадок.

Любая авария начинается с неполадки. Вовремя заметить и не допустить усугубление неполадки — первейшая обязанность машиниста загрузки доменной печи. Практика показывает, что высококвалифицированные машинисты загрузки, как правило, на протяжении ряда лет не допускают аварийных ситуаций и быстро устраняют возникающие неполадки. И, наоборот, неудовлетворительная организация труда, недостаточная квалификация обслуживающего персонала — определяющие факторы возникновения аварий на участке загрузки доменной печи. Ниже рассмотрены некоторые случаи аварий, имевших место на участке загрузки доменной печи.

Пример 1. Резервные вагон-весы были обесточены, но в весовых воронках находился агломерат. Машинист загрузки, не проверив состояние вагон-весов, поручил своему неопытному помощнику начать работу. Помощник включил компрессор и направил вагон-весы в сторону скиповой ямы. При этом открылись весовые воронки, агломерат высыпался на рабочую площадку.

Пример 2. Машинист вагон-весов после набора ме-таллодобавок не обратил внимания на свисающий из бункера канат. При движении канатом был сорван аварийный клапан воздушной системы, затворы воронок раскрылись, материал высыпался на рабочую площадку.

Пример 3. Регулятор давления пневматической системы вагон-весов был неисправен. Однако машинист загрузки, нарушая правила эксплуатации механизмов, вручную замыкал контакты включения компрессора при понижении давления воздуха. Набрав рудную часть шихты в воронки и установив вагон-весы над скиповой ямой, машинист оставил вагон-весы и зашел на пост Б позвонить мастеру печи. В это время на вагон-весы поднялся дежурный слесарь. Для вызова машиниста он стал подавать сигналы пневматическим свистком вагон-весов. Давление воздуха в магистрали упало, затворы
 

 


 

 

 

 

 

воронок открылись и горячим агломерат высыпался в скиповую яму. .

Пример 4. Машинист загрузки обнаружил, что, несмотря на то, что коксовый грохот работает и кокс ссыпается в весовую воронку, она не наполняется. Машинист отключил коксовый грохот, спустился в скиповую яму и увидел, что полному закрытию затвора мешает кусок железа. В скиповой яме уже образовалась большая куча кокса, скип упирается в кокс, скиповые канаты лежат на наклонном мосту.

Машинисту необходимо было выбрать слабину канатов, приподнять скип, отгрести кокс с места посадки скипа. Он же решил ускорить ликвидацию неполадки. Не выбрав слабину канатов, машинист с помощником, находясь по разные стороны скипа, стали выгребать из-под него кокс. Машинист отгребал со стороны стены, работать ему было неудобнее, чем помощнику. В результате помощник отгреб из-под днища скипа кокса больше и скип завалился на бок. Была допущена большая авария. Печь простояла пять часов.

Пример 5. Машинист загрузки неправильно дал команду на отправку рудного скипа — скип остался в яме. Не проверив готовность скипа к отправке по положению указывающих стрелок на светофоре, машинист отправил вагон-весы за следующей подачей. После набора материала машинист, не проконтролировав правильность выполнения своих предыдущих операциях, выгрузил материал в груженый скип и подсыпал яму.

При очередной отправке скипа сломалась пружина возврата ключа управления, поэтому, опустившись вниз, скип сразу же начинал движение вверх. Машинист загрузки не учел возможности такого варианта работы главного подъема и, когда скип опустился вниз, открыл затвор весовой воронки вагон-весов, т. е. в результате засыпал скиповую яму.

Пример 6. В этом случае работал только один коксовый грохот. В момент набора первого скипа по системе КРРКК - кокс кончился и рабочие-выгрузчики стали опускать оставшийся на стенках бункера кокс с большим количеством мелочи. В результате воронка коксовой мелочи наполнилась и грохот остановился. Было насеяно 3/4 количества кокса от требуемого по заданию.

В этот момент на вагон-весах работал неопытный помощник машиниста загрузки. Приехав на скиповую яму, он неправильно оценил обстановку, подумав, что кокс застрял в желобе и полностью не высыпался. Помощник машиниста пикой попытался пробить образовавшийся свод кокса, но, когда пика коснулась затвора и свода не было обнаружено, помощник решил, что затвор закрылся в момент, когда весь кокс еще не высыпался в скип. Чтобы опустить подачу, набранную на большом конусе, помощник решил отправить порожний коксовый скип. Он перевел работу главного подъема на ручное управление и вывел из нейтрального положения контроллер хода скипов, но был остановлен машинистом, прибежавшим на пост Б с бункерной эстакады. В замешательстве помощник вернул контроллер хода скипов в нейтральное положение и сказал машинисту, что скип не успел тронуться с места, на это указывал сигнал на главном светофоре. В действительности скип был приподнят на один метр. Машинист недооценил возможности такого варианта работы световой сигнализации, откачал коксовую мелочь из воронки, включил грохот, набрал требуемое количество кокса в весовую воронку и открыл коксовый затвор. Кокс высыпался мимо скипа.

Причиной неполадки в данном случае является отсутствие контроля машиниста за действиями помощника, несогласованность их действий, недостаточное знание помощником работы скипового подъемника.

Пример 7. Согласно бирочной системе машинист загрузки допустил рабочих скиповых ям к работе. Одновременно в машинном зале рабочие приступили к смазке механизмов главного подъема. В ходе работы смазчикам потребовалась кратковременная остановка скипа на метр выше посадочной отметки. Дежурный электрик, не предупредив машиниста, нарушив тем самым элементарные правила техники безопасности, выполнил эту операцию с панели машинного зала. При этом на посту Б включение светофора, показывающего приход скипа в яму, было отрегулировано неправильно и светофор показывал, что скип стоит на посадочной отметке. После того как загорелся сигнал светофора о приходе скипа в яму, машинист выждал еще 15—20 сек, позволяя рабочим скиповых ям загрузить в скип просыпь материалов, и открыл рудный затвор вагон-весов. Половина количества горячего агломерата (450—500° С) высыпалась мимо скипа. Несчастного случая с рабочими скиповых ям не произошло только благодаря их высокой бдительности и опытности. Заметив неправильную посадку скипа, они отошли в безопасное место.

Пример 8. После набора окатышей в весовую воронку и безуспешных попыток опустить отсекатель на место машинист решил выехать из опасной зоны. На рабочую площадку высыпалось 200 т окатышей. В данной ситуации машинист поступил правильно, он избежал засыпки вагон-весов.

Пример 9. На транспортерной подаче шихты защита от перегруза весовых воронок была неисправна. При наборе агломерата не замкнулся контакт полноты веса, так как «заело» рейку весового механизма. В результате агломерата было набрано больше, чем могло вместиться в скип. При высыпании в скип часть агломерата попала в яму. Машинист загрузки проявил халатность в работе. Зная, что воронка была перегружена, он не проверил состояния скиповой ямы, и скип, вновь опустившись в яму, уперся в агломерат, не доходя до нижней отметки. Открылся коксовый затвор и яму вдобавок к агломерату засыпало и коксом.

Пример 10. Под скип попал негабаритный кусок металлолома, канаты легли на наклонный мост, затем в момент начала движения груженый скип сошел с рельсов и через некоторое время отключился главный скиповой подъемник. Машинист загрузки, не выяснив причину, дал указание дежурному электрику включить главный скиповой подъемник в работу. Скип поднялся выше и свернул кантовочный путь. Печь простояла восемь часов.

Пример 11. Машинисту транспортерной подачи шихты потребовалось кратковременное включение реле максимальной дозы. Выключить реле он забыл. В результате яму засыпало 50 т агломерата.

Пример 12. В весовой воронке дозатора куском железа заклинило весовую часть таким образом, что отсчет взвешивания начинался только после набора в воронку примерно 350 кг руды. При задании на дозаторе 400 кг фактически набиралось 750 кг. Машинист проработал в течение смены и не обнаружил неисправности. В результате состав шихты, установленный мастером, не выдерживался.