Дыхание диктора

  Главная       Учебники - Журналистика      Диктор телевиденья (Брюс Льюис)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

Дыхание диктора

Дыхание—основа хорошей речи; оно — как горючее для двигателя. Однако дыхание действительно эффективно, когда оно достаточно ритмично и хорошо регулируется. Неправильное дыхание —одна из причин дефектов речи, хотя, казалось бы, и не имеет к ним прямого отношения. Рассмотрим теперь процесс возникновения голоса. Здесь уместна аналогия с духовым музыкальным инструментом; воздух проходит через язычок, заставляя его вибрировать, а затем попадает в камеру отражения, где он усиливается.

Голос человека формируется так: воздух идет из легких через гортань, в которой находятся голосовые связки (равносильно язычку в музыкальном инструменте). Звуковые волны, образовавшиеся от вибрации связок, усиливаются в полости рта.

Таким образом, процесс возникновения голоса довольно прост и состоит из трех основных действий:

1) легкие подают воздух в процессе дыхания;

2) голосовые связки вибрируют;

3) резонаторы усиливают голос по мере того как звуковые волны достигают их.

Чтобы определить роль дыхания в формировании речи, проследим, как воздух движется от легких.

Первая часть речевого аппарата, приводимая в действие выдыхаемым воздухом, - голосовые связки. Некоторые думают, что они — как струны арфы; другим кажется, что они вроде водорослей.
В действительности же голосовые связки можно сравнить с кожей, натянутой на барабан и разрезанной посередине; разрез — это голосовая щель. Когда мы молчим, голосовые связки (то есть мускульные ленточки около 2,5 см в длину у мужчин и приблизительно 1,5 см — у женщин) расслаблены и воздух проходит свободно. Если бы не это, мы бы всегда дышали шумно, с присвистом. Когда мы говорим, связки натягиваются, сужается щель, воздух встречает препятствие на пути и связки вибрируют.

Голосовые связки находятся в гортани (музыкальном ящике, если хотите); а гортань тоже состоит из мускулов, примыкающих к мышцам шеи. В момент сильного нервного возбуждения (например, во время конкурсного прослушивания) голос может подняться выше нормального уровня, и тогда надо снять напряжение, расслабив мышцы шеи и плеч.

Резонаторы. Изучение резонаторов у человека выводит нас за пределы систем простых, то есть таких, как музыкальные инструменты.

Гортань. Пройдя голосовые связки, воздух следует через горло и глотку. Звуковые волны достигают глотки до того, как попадут в полость рта, а затем — в носовую полость.

Мягкое небо. Сделав поворот, поток воздуха движется между задней частью языка и мягким нёбом. Мягкое нёбо весьма подвижно и действует наподобие клапана. Во время обычного дыхания, когда рот закрыт, мягкое нёбо опущено и воздух проходит через нос.

Когда мы говорим, мягкое нёбо поднимается и выдыхаемый воздух в основном выходит через рот (за исключением тех случаев, когда мы произносим мягкие и твердые носовые звуки «м» и «н»). Когда, например, по просьбе врача вы произносите глубокое «а», мягкое нёбо поднимается до верхнего предела.

Твердое нёбо. Это верхняя часть рта—-своеобразный купол, простирающийся от мягкого неба до передних зубов. Если вы уберете кончик языка назад от верхних передних зубов, вы почувствуете твердость «купола», соединенного с. мягким нёбом.

Носовая полость. Кости лицевой части головы, полые внутри, заполнены воздухом и связаны с носовой полостью. В процессе речи нет прямой связи между носом и горлом, потому что мягкое нёбо приподнято. Тем не менее звуковые волны проходят через кости твердого нёба и попадают я полости, расположенные выше, усиливая таким образом резонанс.