Голос и речь диктора

  Главная       Учебники - Журналистика      Диктор телевиденья (Брюс Льюис)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

Голос и речь диктора

Для телезрителей голос и речь — неотъемлемая часть вашей личности. Даже непосвященный слушатель может более или менее правильна определить характер говорящего: искренен ли он, ясно ли мыслит, тверды ли его убеждения или он глуп, туповат, неуверен в себе; для этого нужно слушать не столько слова, которые вы произносите, сколько ваш голос. Анализируя свой голос или слушая других, вы поймете, как отражается в нем умственное, физическое и эмоциональное состояние. Если вы уравновешенны, ваш голос звучит полно, непринужденно, хорошо резонирует и заражает других вашим настроением. И наоборот — если вы угнетены, подавлены, мрачны или больны, ваш голос, естественно, это выдает. Он застревает в горле, падает, вот-вот сорвется; вы говорите монотонно или все тише и тише. Из-за нервного напряжения голос может подняться выше обычного, и интонация станет неестественной.

Ваш голос неодинаков в разное время дня. Утром, после сна, вы не в лучшей форме. Для меня вещание ранним утром— сущая мука; говоришь как сквозь мокрую губку, а нос зажат прищепкой для белья.
К середине дня голос достигает наивысшего подъема. Потом вы все больше устаете, и эго сказывается. Вам приходится стараться; иногда именно поэтому голос звучит напряженно. Если слушать диктора весь день, легко понять, что я имею в виду.

Местный акцент часто говорит о том, в какой части страны вы родились или долго жили. Однако множество людей не понимает диалектизмов, поэтому их употребление крайне нежелательно.

Если большинство понимает вас не напрягаясь — это хорошо. А если у нас к тому же безукоризненное произношение—это уже отлично.

Ценный помощник в развитии речи — магнитофон. Постоянно записывайте свой голос и придирчиво слушайте записи. Не беспокойтесь о качестве звучания: ни один бытовой магнитофон не способен в совершенстве передать все оттенки голоса.

Помимо того, что речь должна быть попятной, важно, чтобы она была и окрашенной—то есть сохраняла тональное и лексическое разнообразие на радость слушателям. Небрежность речи, «каша во рту», выходит, на мой взгляд, за пределы литературного языка. Она — хуже диалекта, понять ее еще труднее. К тому же она так однообразна, что вообще стирает индивидуальность говорящего.

Когда вы впервые прослушаете свой записанный на пленку голос, вы сразу заметите массу ошибок и дефектов речи, о которых еще и не подозревали. Если самостоятельно преодолеть их не удастся, обратитесь к специалисту по тренировке речи или к специалисту по орфоэпии. Избегайте неквалифицированных людей, мнящих себя знатоками ораторского искусства.

Дефекты речи, которые слышны лишь с помощью чувствительных микрофонов, можно исправить при должном старании и постоянных упражнениях.

На телевидении с вами вряд ли смогут заниматься речью. У работников студии слишком мало времени, чтобы обращать внимание на профессиональное совершенствование других.

Как ни странно, большинство людей не знает, что говорит неправильно. Обычно эта плохая привычка вырабатывается с детства; друзья не замечают ошибок или свыкаются с ними, а новые знакомые из вежливости о них не говорят.
 

Если у вас хороший слух (дар необычайно редкий), вам нетрудно будет исправить погрешности своей речи. Как можно больше пользуйтесь магнитофоном; заучивайте скороговорки — они бессмысленны, но в них повторяются звуки, которые надо отработать.

Ключ к правильной речи — практика, практика и еще раз практика. Поразительно, чего только можно добиться упорством!

Наконец, вы обнаружите, что правильно произносите звук или звуки, которые когда-то причиняли вам столько неприятностей, и даже переходите в другую крайность — пыговариваете их подчеркнуто правильно. Тогда смягчите артикуляцию недавно отработанных звуков, чтобы обрести естественность и непринужденность.