Для телезрителей голос и речь — неотъемлемая часть вашей личности. Даже
непосвященный слушатель может более или менее правильна определить
характер говорящего: искренен ли он, ясно ли мыслит, тверды ли его
убеждения или он глуп, туповат, неуверен в себе; для этого нужно слушать
не столько слова, которые вы произносите, сколько ваш голос. Анализируя
свой голос или слушая других, вы поймете, как отражается в нем
умственное, физическое и эмоциональное состояние. Если вы уравновешенны,
ваш голос звучит полно, непринужденно, хорошо резонирует и заражает
других вашим настроением. И наоборот — если вы угнетены, подавлены,
мрачны или больны, ваш голос, естественно, это выдает. Он застревает в
горле, падает, вот-вот сорвется; вы говорите монотонно или все тише и
тише. Из-за нервного напряжения голос может подняться выше обычного, и
интонация станет неестественной.
Ваш голос неодинаков в разное время дня. Утром, после сна, вы не в
лучшей форме. Для меня вещание ранним утром— сущая мука; говоришь как
сквозь мокрую губку, а нос зажат прищепкой для белья.
К середине дня голос достигает наивысшего подъема. Потом вы все больше
устаете, и эго сказывается. Вам приходится стараться; иногда именно
поэтому голос звучит напряженно. Если слушать диктора весь день, легко
понять, что я имею в виду.
Местный акцент часто говорит о том, в какой части страны вы родились или
долго жили. Однако множество людей не понимает диалектизмов, поэтому их
употребление крайне нежелательно.
Если большинство понимает вас не напрягаясь — это хорошо. А если у нас к
тому же безукоризненное произношение—это уже отлично.
Ценный помощник в развитии речи — магнитофон. Постоянно записывайте свой
голос и придирчиво слушайте записи. Не беспокойтесь о качестве звучания:
ни один бытовой магнитофон не способен в совершенстве передать все
оттенки голоса.
Помимо того, что речь должна быть попятной, важно, чтобы она была и
окрашенной—то есть сохраняла тональное и лексическое разнообразие на
радость слушателям. Небрежность речи, «каша во рту», выходит, на мой
взгляд, за пределы литературного языка. Она — хуже диалекта, понять ее
еще труднее. К тому же она так однообразна, что вообще стирает
индивидуальность говорящего.
Когда вы впервые прослушаете свой записанный на пленку голос, вы сразу
заметите массу ошибок и дефектов речи, о которых еще и не подозревали.
Если самостоятельно преодолеть их не удастся, обратитесь к специалисту
по тренировке речи или к специалисту по орфоэпии. Избегайте
неквалифицированных людей, мнящих себя знатоками ораторского искусства.
Дефекты речи, которые слышны лишь с помощью чувствительных микрофонов,
можно исправить при должном старании и постоянных упражнениях.
На телевидении с вами вряд ли смогут заниматься речью. У работников
студии слишком мало времени, чтобы обращать внимание на профессиональное
совершенствование других.
Как ни странно, большинство людей не знает, что говорит неправильно.
Обычно эта плохая привычка вырабатывается с детства; друзья не замечают
ошибок или свыкаются с ними, а новые знакомые из вежливости о них не
говорят.
Если у вас хороший слух (дар необычайно редкий),
вам нетрудно будет исправить погрешности своей речи. Как можно больше
пользуйтесь магнитофоном; заучивайте скороговорки — они бессмысленны, но
в них повторяются звуки, которые надо отработать.
Ключ к правильной речи — практика, практика и еще раз практика.
Поразительно, чего только можно добиться упорством!
Наконец, вы обнаружите, что правильно произносите звук или звуки,
которые когда-то причиняли вам столько неприятностей, и даже переходите
в другую крайность — пыговариваете их подчеркнуто правильно. Тогда
смягчите артикуляцию недавно отработанных звуков, чтобы обрести
естественность и непринужденность.