Если вы действительно энергичны, это отражается на вашем лице, в вашем
голосе, в ваших движениях. Энергичность слагается из энтузиазма,
правильного отношения к работе и желания общаться со зрителем Физически
она проявляется в блеске ваших глаз и н том, что вы слегка наклонились
вперед, ближе к зрителям.
Кроме того, голос ваш лучше доходит до слушателей. Дело не в громкости.
Даже шепотом можно говорить энергично.
На первом этапе, пока вы не достигли полного контроля над своей
энергией, я считаю неплохим признаком, когда диктор подергивает ногой,
как будто едет на велосипеде (конечно, за пределами видимости камеры).
Это, на мой взгляд, свидетельствует о том, что человек полностью
поглощен работой.
Нервозность диктора
Если вы нервничаете при одной мысли о первом прослушивании, пусть вас
утешит хоть то, что так бывает почти со всеми великими актерами. Однако
именно умение управлять собой отличает профессионалов от любителей.
Когда бы я ни принимал конкурсные экзамены, меня никогда не смущала
нервозность претендентов. Она показывает мне, что у человека есть
чувства и воображение.
И наоборот, если кто-то впервые приходит на телевизионную студию, не
проявляя признаков волнения, и самодовольно садится перед камерой, я
начинаю беспокоиться. Почти всегда такой соискатель не годится. Его
чувствам, вероятно, не хватает глубины, а мировосприятие его
ограниченно. Диктор-журналист должен быть чутким человеком, а не
бесчувственным существом.
Чтобы не быть напряженным в этот важный день, делайте приведенные выше
упражнения, включая глубокое дыхание.
Тон диктора
Тон самым непосредственным образом связан с
пониманием текста. Только правильно понимая то, что написано, вы сможете
воспроизвести в живой речи все те мысли, которые побудили автора
написать текст.
Вы можете подумать, что это само собой разумеется. Но часто будущий
диктор обнаруживает: он не все понял, читая тот или иной текст в
абсолютно неправильном тоне. Возьмем крайний случай из практики.
Один из претендентов на роль диктора-журналиста во время конкурсного
прослушивания с открытой, теплой, дружеской улыбкой прочитал трагическое
сообщение о том, что престарелая женщина попала под грузовик. Его улыбка
сохранялась до конца прослушивания. Правда, иногда она подходила к теме,
но нередко — например, в упомянутом случае — эффект, безусловно, был
прямо противоположным.
Правильный тон зависит от вас самих Нарочитое, деланное выражение лица и
неестественный голос лишь подчеркивают фальшь. Реально чувствуйте то, о
чем говорите. Если вы вправду понимаете существо текста, тон явится сам
собой.
Не играйте. Слова скажут все, что нужно, если ваш тон соответствует
смыслу. Один из верных признаков компетентного диктора —
квалифицированная трактовка краткого объявления, связывающего две
разнородные темы. Например, после киноинформации о крупной катастрофе
следует репортаж о футбольном матче. Диктору-журналисту нужно выступить
в первой теме и через несколько секунд изменить тон, чтобы передать
более живую информацию с соответствующими ей эмоциями. Он должен
избегать любого неверного эффекта; переход происходит ровно и производит
впечатление полной естественности.
Безусловно, любой мало-мальски стоящий редактор не будет без крайней
необходимости ставить рядом при планировании программы резко
контрастирующие темы— разве что захочет достичь какого-то особого
эффекта. Тем не менее такие случаи бывают, и диктору требуется немало
мастерства и сообразительности. Естественный перерыв между двумя частями
объявления может отмечаться паузой, быстрым взглядом вниз или изменением
темпа. Высокая эмоциональность и умение владеть своим настроением
необходимы для того, чтобы диктор-журналист воспринимался зрителями как
искренний человек. Если вы мыслите здраво, это отражается на вашем лице
и в голосе.