Управление шахтным самоходным вагоном (ШСВ) служит для изменения или
поддержания выбранного направления движения и выполнения маневров.
Стеснённые условия работы, сложный план и профиль горных выработок,
плохая освещённость, пониженная обзорность предъявляют повышенные
требования к управлению ШСВ Опыт эксплуатации показывает, что плохая
управляемость приводит к частым ударам вагона о стенки выработки, что
заставляет снижать скорость на поворотах или проходить повороты с
маневрами. По управляемости ШСВ должны обеспечивать:
- минимальную габаритную полосу движения, что позволит безаварийно
передвигаться по горным выработкам;
- быстрое изменение направления поворота по 'желанию водителя при
минимальной затрате физической энергии;
- поворот с минимальным радиусом для всего диапазона изменения скорости
движения;
- минимальное время реакции ШСВ на поворот рулевого колеса;
- устойчивость к действию боковых сил, стремящихся изменить направление
движения;
- одинаковую управляемость при движении как вперед, так и назад.
На отечественных самоходных вагонах принято рулевое управление,
состоящее из рулевого механизма, рулевого привода и усилителя. К
рулевому управлению предъявляются следующие требования:
- обеспечение высокой маневренности, при которой возможны крутые и
быстрые повороты на сравнительно ограниченных площадях;
- лёгкость управления, оцениваемая величиной усилия, прикладываемого к
рулевому колесу;
- высокая степень надежности, т.к. выход из строя рулевого механизма
создает аварийную ситуацию;
- точность следящего действия, при котором каждому углу поворота
рулевого колеса соответствует пропорциональный угол поворота управляемых
колёс;
-отсутствие в рулевом управлении больших люфтов,
приводящих к плохому держанию дороги, к вилянию вагона при движении по
неровностям.