2.3,5. ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ САМОХОДНЫХ ВАГОНОВ

  Главная     Учебники - Горное дело     Проходческо-очистные комбайновые комплексы калийных комплексов книга 2

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

2.3.5. ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ САМОХОДНЫХ ВАГОНОВ

 

 Назначение и общая характеристика тормозов

Эксплуатация транспортных средств на пневмоколесном ходу в условиях шахт и рудников при отсутствии дорог с усовершенствованным покрытием и значительной стесненности горных выработок, а также при ограниченной освещенности существенно отличается от эксплуатации наземных транспортных средств. В первую очередь это отличие
 

выражается в значительном ограничении скоростей движения ШСВ, что в немалой степени зависит от совокупности их динамических свойств, в том числе тормозных. Безопасность движения также определяется качеством тормозных устройств самоходных вагонов.

Тормозная система представляет собой совокупность устройств, предназначенных для замедления движения и быстрой остановки самоходного вагона, движущегося по инерции или под уклон, а также для удержания его на месте. На самоходных вагонах устанавливают две тормозные системы, действующие независимо и обеспечивающие рабочее и стояночное торможение. Одна система используется при движении самоходного вагона и приводится в действие педалью (рабочий тормоз), вторая система используется на стоянке или в случае отказа первой системы и приводится в действие рукояткой крана (СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ).

Требования к тормозным системам

К тормозным системам самоходных вагонов предъявляются следующие требования:

- максимальная эффективность и плавность торможения;

- при необходимости максимальная быстрота действия тормозного устройства;

- пропорциональность силы торможения силе нажатия на педаль (при торможении и растормаживании);

- хороший отвод тепла от тормозных механизмов;

- возможность восстановления первоначальных зазоров при износе тормозных накладок;

- отсутствие самоторможения при любых условиях движения, если это специально не предусмотрено;

- равномерное распределение тормозных усилий между отдельными колесами;

возможность длительного удержания ШСВ в заторможенном состоянии на дороге с максимальным уклоном;

- небольшая масса;

- простота конструкции тормозных устройств и высокая надежность их действия;

- возможно низкая стоимость и высокая износостойкость тормозных устройств;

- простота технического обслуживания;

- удобство и легкость управления, определяемые усилием, прикладываемым к педали (при ножном управлении) или к рычагу (при ручном управлении), и ходом педали или рычага.

Максимальные значения усилий и ходов приведены в таблице 2.13.
 

Максимальные значения усилий на тормозные педали или рычаги и их ходов           для тормозных систем          

Управление

Тормозная система

Максимальное уси­лие на педали или рычаге, Н

Максимальный ход педали или рычага, мм

Ножное

Рабочая

700

180

Ручное

Стояночная

600

220 (у крана)

 

Рабочая и стояночная тормозные системы состоят из одного или нескольких тормозных механизмов и тормозного привода.

Тормозные механизмы по форме вращающихся элементов делятся на барабанные и дисковые.

К тормозным механизмам самоходных вагонов предъявляются следующие основные требования:

- эффективность действия, т. е. создание большого тормозного момента;

- стабильность торможения при изменении скорости самоходного вагона, количества торможений, температуры трущихся элементов и

т. д.;

- долговечность трущихся пар;

 - высокий и стабильный механический КПД;

- плавность действия, отсутствие при торможении вибраций;

- автоматическое восстановление номинального зазора между трущимися парами.

На самоходных вагонах применяют барабанные тормозные механизмы.

Совокупность устройств, предназначенных для передачи энергии от источника к тормозным механизмам и управления энергией в процессе торможения, называется тормозным приводом.

В настоящее время на самоходных вагонах применяется насосноаккумуляторный гидравлический тормозной привод. В этом случае тормозные механизмы приводятся в действие за счет использования энергии рабочей жидкости под давлением, создаваемым насосом, и энергии газа гидропневмоаккумулятора.

К тормозным приводам самоходных вагонов предъявляются следующие основные требования: обеспечение приводом следящего действия, т. е. на режимах торможения и растормаживания тормозные
 

моменты, развиваемые тормозными механизмами, должны быть пропорциональны усилию, приложенному водителем к тормозной педали, и ее перемещению.