Эксплуатация транспортных средств на пневмоколесном ходу в условиях шахт
и рудников при отсутствии дорог с усовершенствованным покрытием и
значительной стесненности горных выработок, а также при ограниченной
освещенности существенно отличается от эксплуатации наземных
транспортных средств. В первую очередь это отличие
выражается в значительном ограничении скоростей
движения ШСВ, что в немалой степени зависит от совокупности их
динамических свойств, в том числе тормозных. Безопасность движения также
определяется качеством тормозных устройств самоходных вагонов.
Тормозная система представляет собой совокупность устройств,
предназначенных для замедления движения и быстрой остановки самоходного
вагона, движущегося по инерции или под уклон, а также для удержания его
на месте. На самоходных вагонах устанавливают две тормозные системы,
действующие независимо и обеспечивающие рабочее и стояночное торможение.
Одна система используется при движении самоходного вагона и приводится в
действие педалью (рабочий тормоз), вторая система используется на
стоянке или в случае отказа первой системы и приводится в действие
рукояткой крана (СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ).
Требования к тормозным системам
К тормозным системам самоходных вагонов предъявляются следующие
требования:
- максимальная эффективность и плавность торможения;
- при необходимости максимальная быстрота действия тормозного
устройства;
- пропорциональность силы торможения силе нажатия на педаль (при
торможении и растормаживании);
- хороший отвод тепла от тормозных механизмов;
- возможность восстановления первоначальных зазоров при износе тормозных
накладок;
- отсутствие самоторможения при любых условиях движения, если это
специально не предусмотрено;
- равномерное распределение тормозных усилий между отдельными колесами;
возможность длительного удержания ШСВ в заторможенном состоянии на
дороге с максимальным уклоном;
- небольшая масса;
- простота конструкции тормозных устройств и высокая надежность их
действия;
- возможно низкая стоимость и высокая износостойкость тормозных
устройств;
- простота технического обслуживания;
- удобство и легкость управления, определяемые усилием, прикладываемым к
педали (при ножном управлении) или к рычагу (при ручном управлении), и
ходом педали или рычага.
Максимальные значения усилий и ходов приведены в таблице 2.13.
Максимальные значения усилий на тормозные педали или рычаги и их ходов
для тормозных систем
Управление
Тормозная система
Максимальное
усилие на педали или рычаге, Н
Максимальный ход
педали или рычага, мм
Ножное
Рабочая
700
180
Ручное
Стояночная
600
220 (у крана)
Рабочая и стояночная тормозные системы состоят из
одного или нескольких тормозных механизмов и тормозного привода.
Тормозные механизмы по форме вращающихся элементов делятся на барабанные
и дисковые.
К тормозным механизмам самоходных вагонов предъявляются следующие
основные требования:
- эффективность действия, т. е. создание большого тормозного момента;
- стабильность торможения при изменении скорости самоходного вагона,
количества торможений, температуры трущихся элементов и
т. д.;
- долговечность трущихся пар;
- высокий и стабильный механический КПД;
- плавность действия, отсутствие при торможении вибраций;
- автоматическое восстановление номинального зазора между трущимися
парами.
На самоходных вагонах применяют барабанные тормозные механизмы.
Совокупность устройств, предназначенных для передачи энергии от
источника к тормозным механизмам и управления энергией в процессе
торможения, называется тормозным приводом.
В настоящее время на самоходных вагонах применяется
насосноаккумуляторный гидравлический тормозной привод. В этом случае
тормозные механизмы приводятся в действие за счет использования энергии
рабочей жидкости под давлением, создаваемым насосом, и энергии газа
гидропневмоаккумулятора.
К тормозным приводам самоходных вагонов предъявляются следующие основные
требования: обеспечение приводом следящего действия, т. е. на режимах
торможения и растормаживания тормозные
моменты, развиваемые тормозными механизмами, должны
быть пропорциональны усилию, приложенному водителем к тормозной педали,
и ее перемещению.