Шатун двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130

  Главная      Учебники - Двигатели     Ремонт V-образных автомобильных карбюраторных двигателей  ЗИЛ-130 и ЗМЗ (Подщеколдин М.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

Шатун двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130

На рис. 36 изображены шатуны в сборе для обоих двигателей. Оба шатуна стальные, кованые, двутаврового сечения. Нижнюю головку шатуна обрабатывают на заводе-изготовителе в сборе с крышкой. Поэтому при ремонте шатун и крышку нельзя раскомплектовывать.

Наиболее частыми дефектами шатунов являются:

изгибы и скручивание стержня; забоины или местная выработка на плоскостях прилегания головок шатунных болтов и гаек;

износ «ижней головки шатуна и крышки по ширине;

забоины или риски на рабочих поверхностях нижней головки;

износ отверстия верхней головки шатуна;

деформация и износ отверстия нижней головки шатуна.

 

 

Рис. 36. Шатуны двигателей: а —3M3-53; б — ЗИЛ-130

 

 

 

Отклонения этих параметров для новых и отремонтированных шатунов, как показали исследования, должны быть одинаковы как для новых, так и для отремонтированных шатунов, за исключением параллельности и перекоса осей. Величины допускаемых отклонений приведены в табл. 22.

Трещины на шатуне и крышке любого характера и расположения недопустимы.

Забоины или местную выработку мест под головки шатунных болтов и гаек устраняют зачисткой личным напильником.

В случае износа торцов нижней головки и крышки (уменьшение по ширине до размера менее 28,90 мм для ЗИЛ-ІЗО и 25,90 мм для 3M3-53) их хромируют.

После тщательной подготовки места, подлежащего хромированию (промывка в бензине, горячей и холодной воде, обезжиривание венской известью и т. д.) изолируют места, не подлежащие хромированию. С этой целью шатун вместе с установленной крышкой нижней головки погружают в ванну с цапонлаком (раствор целлулоида в ацетоне). Затем тампоном, смоченным в ацетоне, протирают торцы, подлежащие наращиванию, и удаляют таким образом часть изоляции.

 

Таблица 2 2

Допускаемые отклонения основных параметров шатунов от номинальных значений

Параметры

Допускаемые отклонения для шатунов, мм

новых

после

ремонта

Отклонение размера отверстия нижней головки шатуна от номинального        

+0,012

+0,012

Отклонение размера отверстия верхней головки шатуна от номинального        

+0,03

+0,05

Разность расстояний между осями отверстий ниж­ней и верхней головок в комплекте шатунов .

±0,05

±0,05

Непараллельность осей отверстий нижней и верх­ней головок шатуна на длине 100 мм ....

±0,03

±0,05

Перекос осей отверстий нижней и верхней головок шатуна на длине 100 мм   

±0,03

±0,05



Для получения высокого качества сцепления хромового покрытия с основным металлом необходимо осуществить также

 

электролитическое обезжиривание. Смонтированные на подвеске шатуны загружают для промывки в ванну состава: едкого натра — 100 г/л, жидкого стекла 2—3 г/л. Шатуны промывают с наложением тока: плотность тока 5 а/дм2, напряжение

6—12 в, температура ванны — 80°С. После промывки в горячей и холодной воде шатуны декапируют в ванне для хромирования с целью окончательного разрушения окисной пленки и обнажения структуры металла или в специальной ванне для декапирования. Завешенные в ванну шатуны выдерживают без тока в течение 2—3 мин, затем декапируют (при этом деталь присоединена к положительному полюсу) в течение 1 мин. Плотность тока 56—58 а/дм2, температура 50—55°С, состав ванны — хромовый ангидрид 120—200 г/л, серная кислота—1,08—1,8 г/д.

Состав ванны и плотность тока при хромировании те же, что и при декапировании; температуру при этом повышают до 65°С.

Время для осаждения осадка толщиной 0,3 мм составляет 280—290 мин. Затем проводят анодную обработку при обратной полярности в той же ванне при плотности тока 35—40 а/дм2 в течение 5 мин. Снятые с подвески шатуны промывают в горячей и холодной воде, погружают в ванну с ацетоном для удаления изоляции и вновь промывают, а затем помещают в сушильный шкаф.

Торцы нижней головки после хромирования шлифуют на плоскошлифовальных станках кругами 340—25СМ2-С1К6. Базируется шатун по отверстиям. При этом сначала шлифуют один торец «как чисто», а затем второй в размер по ширине головки новых шатунов. Чистота обработанных поверхностей

 

должна соответствовать ▼ 7. Торцы нижней головки должны быть перпендикулярны оси отверстия с точностью 0,05 мм.

В случае искажения геометрической формы отверстия нижней головки шатунов или износа до размеров более 69,53 мм (ЗИЛ-130) и 63,53 мм (3M3-53) растачивают отверстия с предварительным фрезерованием или шлифованием плоскостей разъема.

Плоскости разъема шлифуют в приспособлениях различных конструкций, позволяющих с одной установки обрабатывать весь комплект шатунов либо обрабатывать шатуны и крышки раздельно. При этом полудиаметр окружности отверстия нижней головки шатуна, измеренный в плоскости оси шатуна, должен быть не менее 34,4+0,1 мм для ЗИЛ-130 и 31,4+0’1 мм для 3M3-53. Чистота обработанной поверхности должна соответствовать 7. Поверхность разъема должна лежать в одной плоскости с точностью 0,01 мм.

Затем шатуны собирают с крышками (момент затяжки шатунных болтов 10—11,5 кГм) и устанавливают в приспособление для растачивания нижней головки.

Отверстия в нижней головке шатуна растачивают до размеров, соответствующих рабочим чертежам заводов-изготовителей: 69,50 +0,012 мм — ЗИЛ-130 и 63,50 +0,012 мм — 3M3-53.

На рис. 37 показана конструкция одного из приспособлений для растачивания отверстий в нижних головках шатунов на станках типа 2710 и 2711. Шатун устанавливают отверстием верхней головки на одну из оправок 1—4 в зависимости от размера межцентрового расстояния отверстий шатуна (номинального или ремонтных). Отверстие нижней головки центрируют при помощи оправок, а крепят прижимными планками.

Расточенное отверстие доводят хонингованием. Припуск на хонингование — 0,05—0,07 мм. Чистота поверхности после хо-нингования должна быть не ниже ▼8, нецилиндричность отверстия — не более 0,008 мм, оси отверстий нижней и верхней головок шатуна должны быть параллельны. Допускаемое отклонение от параллельности должно быть не более 0,04 мм на длине 100 мм, отклонение от положения их в одной плоскости — не более 0,05 мм на длине 100 мм и расстояние между осями верхней и нижней головки в пределах, приведенных в табл. 23.

Указанный способ ремонта предусматривает предварительное восстановление отверстия в верхней головке шатуна, так как при расточке нижней головки она базируется по этой поверхности.

Для этой цели перепрессовывают втулку в верхней головке с обеспечением натяга 0,140—0,193 мм, а затем — проглаживают прошивкой, сверлят масляное отверстие во втулке и развертывают отверстие верхней головки. Окончательная обработка — алмазная расточка втулки в верхней головке, которую

можно обрабатывать одновременно с отверстием в нижней головке на приспособлении, что по сравнению с раздельной обработкой повышает точность. Двушпиндельное приспособление конструкции ГОСАВТОДОРНИИ позволяет растачивать на режимах алмазного точения. Рекомендуемые числа оборотов при расточке верхней головки 1880 об/мин, нижней — 720 об/мин. Целесообразно при этом применять резцы с пластинками из твердого сплава, доведенными алмазными кругами, что позволяет получить более чистую поверхность после обработки.

 

 

Рис. 37. Приспособление для расточки отверстий в нижней головке шатунов

 

 

 

 

 

Таблица 23

Номинальные и ремонтные межосевые расстояния для шатунов

 

Межосевое расстояние для шатунов, мм

 

 

после ремонта

Двигатель

номи­

 

 

 

 

нальное

1-го

2- го

3-го

3M3-53 и ЗМЗ-66  

156

155,75

155,50

155,25

3M343    

168

167,75

167,55

167,25

ЗИЛ-130               

185

184,75

184,50

184,25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..