Коленчатый вал двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130

  Главная      Учебники - Двигатели     Ремонт V-образных автомобильных карбюраторных двигателей  ЗИЛ-130 и ЗМЗ (Подщеколдин М.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

Коленчатый вал двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130 - часть 1

 


Коленчатый вал двигателя 3M3-53 отлит из высокопрочного чугуна, а двигателя ЗИЛ-130 кованый стальной. Коренные и шатунные шейки коленчатого вала ЗИЛ-130 закалены т. в. ч. на глубину 3,0—6,5 мм и имеют твердость HRC 52—60. Валы обоих двигателей (рис. 38) пятиопорные с каналами для смазки. В шатунных шейках обоих валов предусмотрены полости. Поступающее в них масло центрифугируется и очищенное поступает в шатунные подшипники.

В процессе эксплуатации и при разборке двигателей в коленчатых валах возникают следующие дефекты:

скопление продуктов износа и нагара в масляных полостях шатунных шеек;

повреждение резьбы в отверстиях масляных полостей и в отверстии под храповик;

прогиб коленчатого вала;

износ отверстия под шариковый подшипник, направляющий конец ведущего вала коробки передач;

износ или повреждение отверстий под болты крепления маховика;

повреждение фасок, центрирующих коренные шейки коленчатого вала;

 

износ или повреждение поверхностей шеек под распределительную шестерню, ступицу шкива коленчатого вала и сальник;

износ или повреждение шпоночных пазов под распределительную шестерню и ступицу шкива коленчатого вала; износ коренных и шатунных шеек.

При наличии трещин любого характера коленчатые валы подлежат выбраковке.

 

 

 

Рис. 38. Коленчатый вал двигателя ЗМЗ:
1— храповик; 2 — шкив; 3 — ступица шкива; 4 и 5—маслоотражательные шайбы; 6 — распределительная шестерня; 7 — упорная шайба; 8 и 9 — упорные шайбы, передняя и задняя; 10— шпонка призматическая (8\XX28) ступицы шкива; 11 — коленчатый вал; 12 — пробка-заглушка масляных полостей; 13—сегментная шпонка распределительной шестерни; 14 — вкладыши коренных подшипников; 15 — задний сальник

 

 

 

 

Для удаления скопившихся продуктов износа и нагара в полостях шатунных шеек необходимо вывернуть 8 пробок, закрывающих масляные полости. Пробки валов двигателей ЗМЗ имеют квадратные углубления, а валов двигателей ЗИЛ-ІЗО шлицы. При повреждении квадратного углубления или шлица для удаления пробки ее сверлят электродрелью на проход сверлом 10—12 мм, в просверленное отверстие забивают экстрактор, при помощи которого и вывертывают поврежденную пробку. После удаления пробок полости шатунных шеек тщательно промывают в водном растворе каустической соды, нагретом до 80°С, и металлическими ершами тщательно очищают от продуктов износа и нагара как сами полости, так и каналы масляной магистрали. После очистки полостей и каналов их рекомендуется промыть керосином, продуть и осушить сжатым воздухом.

При повреждении резьбы в отверстиях масляной магистрали и в отверстии под храповик при срыве не более трех ниток отверстия прогоняют метчиками, приведенными в табл. 24.

При срыве более трех ниток в этих отверстиях нарезают резьбу ремонтных размеров, приведенных в табл. 25.

 

Таблица 24

Размеры метчиков, применяемых для нарезания резьбы под пробки масляных полостей и под храповик коленчатых валов двигателей

Отверстия

ЗМЗ-53

ЗИЛ-130

Под пробки масляной магистрали . . Под храповик                            

М22 X 1.5 кл. 2 М27 X 2 кл. 3

МЗО х 1,5 кл. 2 М27 X 1,5 кл. 2

Т а б л н ц а 25

Ремонтные размеры резьбы под пробки масляных полостей и под храповик коленчатого вала

Отверстия

ЗМЗ-53

ЗИЛ-130

Под пробки масляной магистрали . . Под храповик              

М24ХІ .5 кл. 2 М30Х2 к л. 3

МЗЗхІ ,5 к л. 2 М30х1.5 кл. 3



Резьбу ремонтных размеров под пробки нарезают на радиально-сверлильном станке, а под храповик — на токарном станке. При этом вал закрепляют за фланец в самоцентрирую-щем патроне, а первую коренную шейку — в люнете. После нарезания резьбы ремонтного размера под храповик исправляют фаску, центрирующую коленчатый вал под углом 60°. Длина фаски должна находиться в пределах 4—6 мм.

При прогибе свыше 0,05 мм вал правят на прессе, устанавливая его на крайние коренные шейки. При приложении силы прогиб вала в пределах упругих деформаций не должен превышать 5 мм.

При износе отверстия под шариковый подшипник в коленчатом валу двигателя до размера свыше 45 мм (3M3-53) и 52 мм (ЗИЛ-130) его восстанавливают до номинальных размеров расточкой на токарном станке, запрессовкой ремонтной втулки и последующей ее расточки. При этом вал закрепляют в самоцентрирующем патроне за шейку под ступицу шкива и пятую коренную шейку — в люнете. Все размеры, необходимые для выполнения этой операции, приведены в табл. 26.

При износе отверстий под болты крепления маховика в валах двигателей 3M3-53 свыше 12,05 мм и в валах двигателей ЗИЛ-130 свыше 14,05 мм эти отверстия развертывают до ремонтных размеров, приведенных в табл. 27.

При сборке вала с маховиком и сцеплением отверстия в маховике должны иметь также ремонтные размеры.

Повреждение фаски, центрирующей коленчатый вал, исправляют проточкой на токарном станке с креплением вала в самоцентрирующем патроне за шейку под ступицу шкива или

фланец и поддержкой люнетом за пятую или первую коренную шейку вала.

Повреждение поверхности под распределительную шестерню, ступицу шкива и сальник восстанавливают до номинальных размеров электролитическим наращиванием железа (оста-ливанием). Перед осталиванием эти поверхности предварительно шлифуют с уменьшением соответствующих диаметров на 0,25—0,30 мм. После нанесения слоя железа вал шлифуют до номинальных размеров, приведенных в табл. 28. Чистота поверхности шеек под распределительную шестерню и ступицу шкива должна быть не ниже ▼7, а шеек под сальник — не ниже ▼8.

При повреждении шпоночных пазов под распределительную шестерню и ступицу шкива коленчатого вала необходимо изготовлять новые пазы номинальных размеров (см. табл. 27), расположенные под углом 90° к поврежденным.

При износе коренных и шатунных шеек их шлифуют до ремонтных размеров, приведенных в таблицах 29 и 30. Корен-ные шейки шлифуют в центрах на круглошлифовальном станке, а шатунные на станках с центросместителями. Шатунные шейки должны располагаться одна относительно другой под углом 90° с точностью ±30'. Для того чтобы выдержать указанную точность расположения шатунных шеек, патрон, в котором крепят вал при шлифовании, должен иметь делительное приспособление (рис. 39). Шлифуемый вал укладывают на призму 1 и прижимают сухарем 2 посредством рычажной передачи и пружины 6.

 

 

 

Таблица 26

Размеры отверстия в коленчатом валу под втулку и втулки под подшипник ведущего вала коробки передач, мм

Наименование размера

3M3-53

ЗИЛ-130

Отверстие под втулку           

52+0,06

60+0,06

Отверстие под подшипник    

иг-0,012 —0,028

со—"0,008 0,040

Диаметр втулки (наружный) 

со+0,065 OZ+0,045

кп+0,065 DU+0,045

Длина втулки                       

ізг0,1

] 7+0,1

Таблица 27

Номинальные и ремонтные размеры отверстий в коленчатом валу под болты маховика и шпоночные пазы, мм

 

3M3-53

ЗИЛ-130

Наименование параметра

номинальный

ремонтный

номинальный

ремонтный

Отверстие под болт ма­ховика               

Шпоночный паз под рас­пределительную шес­терню    

Шпоночный паз под сту­пицу шкива    

12,00—12,05

6.5—         5,945

8.6—         8,94

12,30-12,35

14.0—       14,05

6.0—         5,945

14,30—14,35

6,50—6,445

 

 

Таблица 28

Размеры шеек коленчатого вала двигателя 3M3-53 под распределительную шестерню, ступицу шкива и сальник, мм

Шейки

Диаметр

Ширина

Под распределительную шестерню . .

Под ступицу шкива

Под сальник          

6.5—         40,00

8.6—         37,95 73,0 —72,94

33,5—32,5

14.0—       51,9

6.0—         19,9

Таблиц а 29

Номинальные и ремонтные размеры шеек коленчатого вала, мм

 

ЗМЗ-53

ЗИЛ-ІЗО

Наименование размера

Умень­

Размеры шеек

Умень­

Размеры шеек

шение

 

 

шение

 

 

 

разме­

ра

коренных

шатунных

разме­

ра

коренных

шатунных

Номинальный        

70,000

69,987

60,000

59,987

75,00

74.98

65,50

65,48

1-й ремонтный       

0,05

69,950

69,937

59,950

59,937

0,05

74,95

74,93

65,45

65,43

 

0,25

69,750

59,750

0,3

74,70

65,20

2-й »      

69,737

59,737

74,68

65,18

 

0,50

69,500

59,500

0,6

74,40

64,90

3-й »      

Gff, 487

59,487

74,38

64,88

4-й »      

0,75

69,250

59,250

1,0

74,00

64,50

69,237

59,237

74,98

64,48

5-й »      

1,0

69,000

68,987

59,000

58,987

1,25

73,75

73,73

64,25

64,23

6-й » . . . .

1,25

68,750

68,737

58,750

58,737

1,5

73,50

73,48

64,00

63,98

7-й »      

1,50

68,500

58,500.

2,0

73,00

65,50

68,487

58,487

7-2,98

63,48

Таблица 30

Предельные размеры коренных и шатунных шеек коленчатого вала по длине

 

Наименование шеек н их размеры, мм

Двигатель

 

Коренная шейка

 

шатунные

1-я

2, 3 и 4-я

5-я

ЗМЗ-53

52,00—52,10

30,50—30,45

30,50—30,80

29,50—29,78

ЗИЛ-ІЗО

58,00—58,12

32,00—32,16

31,00—31,17

45,00—45,17

 

 



Для снятия вала пружину 6 при помощи винта 8 и штока 7 сжимают, сухарь поднимается вверх и освобождает от зажатия установленный на призме вал. После окончания шлифования первой шатунной шейки, из отверстия делительного диска вытягивают фиксатор 3 и диск вместе с валом поворачивают относительно промежуточного диска 5 на угол 90°, после чего фиксатор заводят в отверстие делительного диска и шлифуют вторую шатунную шейку. Для шлифования третьей и четвертой шеек делительный диск поворачивают еще два раза на 90° так же, как было описано.

После шлифования шейки подвергают суперфинишу или полированию. Чистота поверхностей коренных и шатунных шеек должна находиться в пределах \9—10. После окончательной обработки все коренные и шатунные шейки должны иметь одни и те же ремонтные размеры и находиться в пределах допусков (см. табл. 29). При установке вала на призмы по крайним коренным шейкам биение шеек не должно превышать: средних коренных — 0,03 мм, под распределитель-

ную шестерню коленчатого вала — 0,01 мм, под ступицу шкива коленчатого вала и сальник — 0,03 мм и торца передней коренной шейки — 0,02 мм. Образующие коренных и шатунных шеек должны быть параллельны. Допускаемое отклонение от параллельности должно быть не более 0,01 мм на всей длине шейки. Конусообразность и овальность шеек не должна выходить за пределы 0,01 мм. Радиус кривошипа должен быть 40 мм для двигателей 3M3-53 и 47,5 мм для валов двигателей ЗИЛ-130 с точностью ±0,05 мм. Биение торца фланца, соприкасающегося с маховиком, допускается не более 0,03 мм. Толщина фланца после ремонта не должна быть менее 8,5 мм на валах двигателей 3M3-53 и менее 10,0 мм для валов двигателей ЗИЛ-130. После выполнения всех операций по ремонту вала его тщательно промывают, со всех масляных каналов удаляют попавшие во время ремонта стружку и абразивные частицы.

После этого в отверстия каналов полостей шатунных шеек ввертывают до отказа и зачеканивают пробки масляных полостей.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..