Поршни, устанавливаемые на двигателях 3M3-53 и ЗИЛ-130 (рис. 33),
изготовлены из алюминиевого сплава и покрыты тонкой пленкой олова.
Поршни изготовляют номинальных и ремонтных размеров и сортируют на те же
размерные группы, что и гильзы. Рекомендуемые номинальные и ремонт-ные
размеры с указанием размерных групп поршней и их обозначением приведены
в табл. 18.
Юбки поршней имеют форму эллиптического конуса, большее основание
которого расположено у нижнего края юбки. Большая ось эллипса лежит в
плоскости, перпендикулярной к оси поршневого пальца. Для облегчения
подбора поршневых пальцев с целью обеспечения оптимальной посадки поршни
по диаметру отверстия под поршневой палец разбивают на четыре размерные
группы и маркируют краской. Рекомендуемые размеры отверстий под
поршневой палец соответствующих размерных групп приведены в табл. 19.
Овальность и конусообразность этих отверстий не должна превышать 0,0025
мм. Ось отверстия должна быть перпендикулярна образующей юбки поршня, а
боковые стороны канавок поршневых колец — параллельны этой оси.
Поршневые пальцы — плавающего типа, стальные. Посадку пальцев в
отверстия бобышек поршня осуществляют с натягом 0,0025 — 0,0075 мм. Для
этого поршневые пальцы сортируют на 4 размерные группы, приведенные в
табл. 20.
Номинальные и ремонтные размеры поршней и маркировка группы поршня,
м м
Наименование
размера
Увели
чение
разме
ра
ЗМЗ-53
ЗИЛ-ІЗО
груп
па
размер юбки
груп
па
размер юбки
Номинальный . .
А
92,000—91,988
А
100,02—100,01
Б
91,988—91,976
АА
100,01—100,00
В
91,976—91,964
Б
100,00— 99,99
Г
91,964—91,952
ББ
99,99— 99,98
Д
91,952—91,940
В
99,98— 99,97
ВВ
99,97— 99,96
1-й
ремонтный .
.
0,5
А
92,500—92,488
Г
100,52—100,51
Б
92,488—92,476
ГГ
100,51—100,50
В
92,476—92,464
Д
100,50—100,49
Г
92,464—92,452
дд
100,49—100,48
Д
92,452—92,440
Е
100,48—100,47
ЕЕ
100,47—100,46
2-й » . .
1,0
А
93,000 -92,988
Ж
101,02—101,01
Б
92,988—92,976
>КЖ
101,01—101,00
В
92,976—92,964
И
101,00—100,99
Г
92,964—92,952
ИИ
100,99—100,98
Д
92,952—92,940
К
100,98—100,97
КК
100,97—100,96
3-й » . .
1,5
А
93,500—93,488
Л
101,52—101,51
Б
93,488—93,476
лл
101,51—101,50
В
93,476—93,464
м
101,50—101,49
Г
93,464—93,452
мм
101,49—101,48
Д
93,452—93,440
и
101,48—101,47
ни
101,47—101,46
Таблица 19
Размеры отверстий в поршне под поршневой палец
Поршни двигателей
Наименование
N°
группы
I
п
пі
IV
ЗМЗ-53
(номинальный
размер 25 мм)
ЗИЛ-ІЗО
(номинальный
размер 28 мм)
Размеры отверстий,
мм
Цвет маркировки
Размеры отверстий,
мм
Цвет маркировки
24,9950
24,9925
24,9900
24,9875
24,9925
Белый
27,9950
24,9900
Зеленый
27,9925
24,9875
Желтый
27,9900
24,9850
Красный
27,9875
27,9925
Голубой
27,9900
Красный
27,9875
Белый
27,9850
Черный
Таблица 20
Размеры поршневых пальцев, м м
Поршневой палец
Наименование
№ группы
I
П
пі
IV
3M3-53
Диаметр пальца,
25,000
24,998
24,995
27,992
(номинальный раз
мм
24,998
24,995
24,992
29,990
мер 25 м м)
Цвет маркировки
Белый
Зеленый
Желтый
Красный
3ил-130
Диаметр пальца,
28,000
27,998
27,995
27,992
(номинальный раз
мм
27,998
27,995
27,992
29,990
мер 28 м м)
Цвет маркировки
Голубой
Красный
Белый
Черный
Рис. 33. Поршни двигателей: а — 3M3-53; б
—ЗИЛ-130
Поршневые кольца (рис. 34). Компрессионные кольца отливают из серого
чугуна, легированного молибденом (ГОСТ 846—48). Твердость компрессионных
колец HRB 98—106. Рабочую поверхность двух верхних компрессионных колец
хромируют. Маслосъемные кольца изготовляют из чугуна, применяемого для
компрессионных колец. Выпускают также составные стальные кольца с
хромированной поверхностью. Зазоры в замках колец и в канавках поршня по
высоте должны находиться для обоих двигателей в пределах, приведенных в
табл. 21.
Проверка указанных зазоров при помощи щупа показана на рис. 35.
Номинальные и ремонтные размеры поршневых колец
должны соответствовать номинальным и ремонтным размерам гильз. Поршневые
кольца не сортируют на размерные группы.
Рис. 34. Поршневые кольца двигателей ЗИЛ-130: а
— среднее компрессионное кольцо: б — маслосъемное кольцо;
I — обозначение поршневого кольца ремонтного размера; II — поперечный
разрез маслосъемного кольца; 1 — кольцевые диски; 2 — осевой
расширитель; 3 — радиальный расширитель; 4 — хромовое покрытие верхнего
кольца