Детали клапанного механизма двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130 - часть 2

  Главная      Учебники - Двигатели     Ремонт V-образных автомобильных карбюраторных двигателей  ЗИЛ-130 и ЗМЗ (Подщеколдин М.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

Детали клапанного механизма двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130 - часть 2

 

 

Остальные параметры отверстий должны удовлетворять условиям, предписанным новым стойкам.

Толкатели обоих двигателей стальные, пустотелые имеют одинаковые размеры и допуски на изготовление и, следовательно, взаимозаменяемы. Для повышения износостойкости нижние поверхности толкателей наплавлены отбеленным чугуном и обработаны по сфере. Твердость поверхности сферы толкателя, наплавленной чугуном, должна быть не менее 60 HRC, тогда как цилиндрические наружные поверхности толкателя имеют твердость в пределах 30—35 HRC. Взаимодействие сферы толкателя клапана в двигателях ЗМЗ с конической поверхностью кулачка вызывает вращение толкателя, что уменьшает его износ.

Изношенные толкатели восстанавливают до ремонтных размеров, по цилиндрической части хромированием или заменяют новыми номинальных или ремонтных размеров. Предельные размеры толкателей приведены в табл. 16.
 

Должны быть в пределах: нецилиндричность поверхности

толкателя до 0,007 мм; износ сферической поверхности до 0,1 мм; зазоры между отверстиями в блоке под толкатели и стержнями толкателей 0,008—0,045 мм.

Штанги толкателей пустотелые, изготовленные из дюралюминия. По концам штанги в отверстия запрессованы стальные

сферические наконечники, закаленные до твердости HRC 58—60.

Пружины клапанов для двигателей ЗМЗ навивают из стальной проволоки 5ХФА, имеющей диаметр 4,8 мм, а для двигателей ЗИЛ-130 из стальной проволоки С65А диаметром 5 мм. Пружины должны удовлетворять условиям, приведенным в табл. 17.

 

Таблица 17

Основные размеры клапанных пружин, м м

Наименование размера

ЗМЗ-S3

ЗИЛ-ІЗО

Внешний диаметр пружины   

30

40

Длина пружин в свободном состоянии ....

53,5

58

под нагрузкой 28—32 кг . . ...

46

48

под нагрузкой 60—70 кг ......... .

37

38

при соприкосновении витков . ...

31,5

32,5

 

 

Высоту и упругость пружин проверяют на приборе, изображенном на рис. 31. Высоту пружины измеряют линейкой, укрепленной на рейке 1 справа, упругость — динамометром 2.

В процессе работы пружины теряют упругость, которую восстанавливают отжигом, растяжкой с последующей закалкой, отпуском и дробеструйным наклепом.

Для повышения долговечности поверхности посадочного конуса выпускной клапан двигателя ЗИЛ-ІЗО имеет механизм принудительного поворота клапана (рис. 32).

При закрытом клапане (рис. 32, б) сила сжатия клапанной пружины 5 через опорную шайбу 3 передается на наружную кромку дисковой пружины 6, которая своей внутренней кромкой опирается на заплечник корпуса 1. Во время открытия клапана (рис. 32, а), под действием сжимающейся клапанной пружины, коническая дисковая пружина 6 начинает распрямляться и поворачиваться вокруг шариков, нажимая на них. Шарики, перекатываясь по наклонной поверхности углублений корпуса 1, поворачивают вокруг оси коническую дисковую пружину

6 и опорную шайбу 3, а вместе с ними клапанную пружину и клапан. При повреждении механизма вращения его следует заменить исправным, так как детали механизма ремонту не поддаются.

В двигателях 3M3-53 вращение клапанов осуществляется более просто, без механизма для вращения клапана. Для этой цели верхний конец клапанной пружины опирается через тарелку, втулку и два сухаря на выточку клапана. Втулка позволяет

клапану проворачиваться при работе, что увеличивает срок его службы. На впускной клапан надет резиновый колпачок, уменьшающий засасывание масла в камеру сгорания и образование нагара.

 

 

 

 

Рис. 31. Прибор для проверки высоты и упругости пружин:
1 — рейка; 2 — динамометр; 3—проверяемая пружина; 4—основание приспособления
 

Рис. 32. Механизм поворота выпускного клапана двигателей ЗИЛ-130: а — клапан открыт; б — клапан закрыт;
1 — корпус; 2 — шарики; 3 — опорная шайба; 4 — замочное кольцо; 5—клапанная пружина; 6—'дисковая пружина; 7—'возвратная пружина; 8 — корпус

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..