Коленчатый вал двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130 - часть 2

  Главная      Учебники - Двигатели     Ремонт V-образных автомобильных карбюраторных двигателей  ЗИЛ-130 и ЗМЗ (Подщеколдин М.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

Коленчатый вал двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130 - часть 2

 

 

В результате многократных перешлифовок шеек коленчатых валов двигателей ЗИЛ-130 при ремонте их размеры выходят за пределы установленных ремонтных размеров (коренные шейки — менее 72, 97 мм, шатунные — менее 63,47 мм). В этом случае их восстанавливают до номинальных размеров наплавкой под слоем легированного флюса.

Легированный флюс приготовляют в смесителе, куда засыпают следующие компоненты в пропорции: флюс марки

АН-348А 50 кг; литейного серебристого графита и порошкообразного феррохрома марки № 6 (допускается ХР-1 или ХР-2) — по 1 кг.

Всю массу тщательно перемешивают в течение 5 мин. Затем в смесь добавляют 1 л жидкого стекла и подготовленную смесь снова перемешивают в течение 5 мин. После этого ее засыпают на противень и подвергают сушке при 20—30°С в течение 1,0—1,5 ч. После сушки флюс прокаливают в духовом шкафу при температуре 100°С в течение 0,5 ч. При сушке и прокаливании смесь следует перемешивать во избежание образования сплошной каменистой массы.

Прокаленный легированный флюс просеивают через вибросито. Приготовленная таким образом доза легированного флюса достаточна для наплавки 50—60 коленчатых валов. Повторное использование флюса допускается после удаления шлаковой корки просеиванием флюса через вибросито.

Наплавку производят постоянным током при обратной полярности проволокой II класса (ГОСТ 2389—60) диаметром 1,6 мм; напряжение дуги 22—23 в, сила тока 180—200 а. Коленчатому валу сообщают вращение со скоростью 30—35 об/мин, сварочной головке — подачу 5—6 мм/об. Порядок наплавки шеек: шатунных 1—4—2—3, коренных 1-—5—2—4.

Перед наплавкой шеек отверстия масляных каналов закрывают асбестовыми пробками на глубину 4—6 мм, а оставшуюся полость замазывают крутозамешанной огнеупорной глиной.

Наплавленный коленчатый вал проверяют на биение по третьей коренной (ненаплавленной) шейке. При необходимости вал правят (биение не должно быть более 0,1 мм), а затем уже наплавляют третью коренную шейку и вторично проверяют вал на биение.

Затем вал подвергают черновому шлифованию, зенкуют масляные отверстия, удаляют асбестовые пробки и прочищают каналы. После выполнения этих операций вал подвергают чистовому шлифованию до номинального размера и зачищают кромки масляных отверстий, а шейки подвергают суперфинишу или полированию. Окончательной операцией является промывка масляных каналов. Твердость наплавленного слоя HRC 54—60.

Вкладыши коленчатого вала. Коренные и шатунные подшипники коленчатого вала имеют тонкостенные легкосъемные вкладыши, изготовленные из триметаллической ленты, состоящей из стального основания (сталь 08КП, ГОСТ 1050—60), металлокерамического подслоя, толщиной

0,3 мм (состав: 60% меди и 40% никеля), зернистостью 100— 250 мкм и антифрикционного сплава СОС-6-6 (состав: сурьмы 5,5—6,5%, олова 5,5—6,5%, остальное свинец) толщиной 0,08— 0,12 мм. Антифрикционный слой заливается в вакууме.

Технология изготовления тонкостенных вкладышей требует дорогостоящего сложного оборудования и экономически оправдывается только при массовом изготовлении вкладышей. Поэтому триметаллические вкладыши не подлежат восстановлению на ремонтных заводах. Заводы-изготовители выпускают вкладыши ремонтных размеров в соответствии с ремонтными размерами коренных и шатунных шеек коленчатых валов. Основные размеры вкладышей коренных и шатунных подшипников номинальных и ремонтных размеров приведены в табл. 31.

 

 

 

Рис. 39. Патрон для установки коленчатых валов при шлифовании шеек

 

 

 

 

 

Таблица 31

Номинальные и ремонтные размеры вкладышей коренных и шатунных подшипников, м м

Наименование

размера

3M3-53

ЗИЛ-130

уменьше­ние раз­мера шейки

толщина лен­ты с подслоем

толщина

вкладыша

уменьше­ние раз­мера

толщина лен­ты с подслоем

тол­

щина

вкла­

дыша

 

Для

коренных подши

П Н И КО В

 

 

Номинальный .

2,15—2,10

2,250

         

1,80—1,67

2,25

1-й ремонтный .

0,05

2,15—2,10

2,300

0,05

1,80—1,67

2,30

2 »

0,25

2,25—2,20

2,375

0,30

2,0 —1,87

2,40

3 »

0,50

2,38—2,33

2,500

0,60

1,15—1,02

2,55

4 »

0,75

2,50—2,45

2,625

1,00

2,30—2,17

2,75

5 »

1,00

2,63—2,58

2,750

1,25

2,45—2,29

2,875

6 »

1,25

2,75—2,70

2,875

1,50

2,55—2,39

3,00

7 »

1,50

2,88—2,83

3,000

2,00

2,80—2,64

3,25

 

Для

шатунных подшипников

 

 

Номинальный .

         

1,65—1,60

1,75

         

1,60—1,49

2,00

1-й ремонтный .

0,05

1,65—1,60

1,775

0,05

1,60—1,49

2,05

2 »

0,25

1,45—1,37

1,875

0,30

1,75—1,64

2,15

3 »

0,50

1,60—1,52

2,000

0,60

1,90—1,79

2,30

4 »

0,75

1,70—1,62

2,125

1,00

2,05—1,93

2,50

5 »

1,0

1,80—1,70

2,250

1,25

2,20—2,07

2,625

6 »

1,25

1,95-1,85

2,375

1,50

2,30—2,17

2,75

7 »

1,50

2,05—1,95

2,500

2,00

2,60—2,47

3,00

Примечание. Посадочные размеры вкладышей при одной и той же толщине ленты изменяются за счет толщины баббитового слоя.

 

 

 

На всех вкладышах ремонтных размеров на наружной цилиндрической поверхности обозначена величина уменьшения внутреннего диаметра вкладыша, например — 0,05 или — 0,25 и т. п. Вкладыши номинальных размеров маркировки не имеют.

 

 

 

Упорные шайбы. Для восприятия осевых усилий, возникающих во время работы, на коленчатый вал надевают две упорные шайбы (см. рис. 38 позиции 8 и 9), опирающиеся на торцы его переднего коренного подшипника. Упорные шайбы изготовлены из биметаллической ленты. Упорные шайбы являются компенсаторами и их сортируют при изготовлении на четыре размерные группы, мм:

 

Остальные детали, входящие в группу «коленчатый вал»,

не имеют существенных отличий от двигателей ГАЗ-51 и ЗИЛ-164 и поэтому их характеристика не приводится.

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..