Распределительный вал и детали газораспределения двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130

  Главная      Учебники - Двигатели     Ремонт V-образных автомобильных карбюраторных двигателей  ЗИЛ-130 и ЗМЗ (Подщеколдин М.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

Распределительный вал и детали газораспределения двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130 - часть 1

Распределительный вал. На рис. 40 изображен распределительный вал двигателя ЗИЛ-130 и детали, входящие в его группу. Распределительные валы двигателей 3M3-53 отличаются тем, что эксцентрик привода топливного насоса изготовлен как отдельная деталь и предусмотрен противовес; последние две детали надевают на передний конец распределительного вала.

Распределительные валы двигателей ЗИЛ-130 и 3M3-53 кованые, стальные. Опорные шейки валов и кулачки закалены т. в. ч. на глубину 2,5—6 мм до твердости HRC 54—62. В двигателях 3M3-53 кулачки вала шлифованы на конус, что вызы-вает, как было указано выше, поворот толкателя в процессе работы и уменьшение его износа.

 

 

 

 

Рис. 40. Распределительный вал двигателя ЗИЛ-130:
1 — стопорное кольцо; 2— шайба валика привода; 3— валик привода центробежного датчика; 4 — пружина валика; 5 — гайка крепления шестерни; 6—замочная шайба; 7 — распределительная шестерня; 8 — распорное кольцо; 9 — упорный фланец; 10— штанга привода топливного насоса; 11— конец рычага топливного насоса; 12 — распределительный вал

 

 



Для привода топливного насоса на распределительный вал двигателей ЗМЗ насаживают эксцентрик. Для этой же цели на валу двигателя ЗИЛ-ІЗО предусмотрен кулачок, расположенный рядом с передней опорной шейкой, который действует на рычаг топливного насоса через штангу. Для привода масляного насоса и распределителя зажигания на заднем конце валов предусмотрены косозубые шестерни.

Распределительный вал подлежит ремонту и восстановлению при наличии следующих дефектов:

отколов по торцам у вершин кулачков не более 3,0 мм по ширине кулачка;

изгибе вала (биение по средней опорной шейке более 0,05 мм);

рисках, задирах и износе опорных шеек;

износе впускных и выпускных кулачков по высоте, когда разность между наибольшими и наименьшими размерами кулачков не превышает: для всех кулачков двигателей ЗИЛ-ІЗО— 5,80 мм, для двигателей 3M3-53 кулачков впускных клапанов 5,7 мм, а для выпускных — 5,1 мм;

износе шейки под распределительную шестерню до размера менее 30,0 мм для двигателей ЗИЛ-ІЗО и менее 28,0 мм для 3M3-53;

износе шпоночного паза по ширине до размера 6,02 мм для ЗИЛ-ІЗО и 5,1 мм для 3M3-53;

износе эксцентрика привода топливного насоса до размера менее 42,50 мм;

износе и срыве резьбы более двух ниток.

Распределительные валы, имеющие трещины любого характера и расположения, цилиндрическую часть кулачков менее 34,0 мм (ЗИЛ-ІЗО) и 29,0 мм (3M3-53), восстановлению не подлежат.

Риски и забоины на поверхностях центровых отверстий распределительного вала зачищают трехгранным шабером. Если указанным способом дефекты устранить невозможно, их устраняют на токарно-винторезном станке 1К62 расточным резцом или центровочной зенковкой.

Правка вала. Для определения необходимости правки вала проверяют его изгиб по биению средней опорной шейки. Для этой цели вал устанавливают на призмы приспособления с индикатором часового типа (предел измерения 0—10 мм), укрепленном на универсальном штативе (рис. 41). Вогнутую сторону отмечают мелом или краской. При биении средней опорной шейки более 0,1 мм вал необходимо править.

Вал правят на прессе с усилием до 5 Т. Распределительный вал устанавливают крайними опорными шейками на призмы, установленные на столе пресса так, чтобы выпуклая сторона

была направлена вверх и средняя опорная шейка находилась против штока пресса. Вал правят, сообщая ему 10—15-кратный прогиб (3—5-кратное повторение). Чтобы избежать излишнего прогиба вала, под среднюю опорную шейку устанавливают контрольный упор. Расстояние между поверхностью шейки и контрольным упором устанавливается опытным путем (равное примерно 10—15-кратному прогибу вала).

 

 

 

Для предохранения поверхностей опорных шеек от повреждения между этими поверхностями, призмами и штоком пресса устанавливают медные или латунные прокладки.

Распределительный вал можно править и наклепом поверхности вала со стороны впадины от прогиба легкими ударами чеканкой при помощи пневматического молотка.

При износе шпоночного паза для крепления распределительной шестерни его фрезеруют под ремонтный размер 6,445— 6,490 мм (ЗИЛ-130) и 5,545—5,584 мм (3M3-53). При этом устанавливают распределительную шестерню также с увеличенным по ширине пазом. Смещение шпоночного паза в диаметральной плоскости не более ±0,075 мм.

В ряде случаев шпоночную канавку ремонтируют при помощи сварки, используя постоянный ток обратной полярности при предельно-короткой дуге (сила тока 170—210 а, напряжение 30—35 в и электрод 03H-250 диаметром 4 мм). После чего шпоночную канавку механически обрабатывают. Шейку вала

 

под распределительную шестерню восстанавливают до номинального размера хромированием.

Опорные шейки распределительного вала и шейки под распределительную шестерню можно восстанавливать также оста-ливанием по технологии, аналогичной осталиванию посадочных поясков гильз цилиндров.

 

Состав электролита рекомендуется следующий, г/л
Хлористое железо 200—250

Соляная кислота . . 0,6—0,8

Режим работы ванны:

Плотность тока . 50 а/дм2

Температура электролита . . 50°С

Напряжение тока . . . . .12 в

 

 

Рис. 41. Проверка прогиба распределительного вала:
1 и 5 — призмы; 2 — распределительный вал; 3 — индикатор; 4 — штатив индикатора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..