Детали клапанного механизма двигателей 3M3-53 и
ЗИЛ-130 - часть 1
На рис. 28 показаны выпускные и впускные клапаны двигателей. Изготовляют
клапаны из жаростойкой стали. Стержни клапанов хромируют. В выпускных
клапанах посадочный конус наплавлен жаростойким сплавом. В верхней части
выпускные клапаны имеют полость, заполненную натриевым охладителем.
В изношенных клапанах стержни восстанавливают до увеличенных ремонтных
размеров хромированием, а до уменьшенных—шлифованием; посадочные
конуса—шлифованием и последующей притиркой к седлам.
Номинальные и ремонтные размеры стержней клапанов приведены в табл. 12.
Отклонение стержня клапана от прямолинейности допускается не свыше 0,02
мм на всей длине стержня. Биение рабочей поверхности посадочного конуса
относительно стержня при базировании клапана по цилиндрической
поверхности и торцу стержня не должно превышать 0,03 мм.
Прямолинейность стержня и биение посадочного конуса проверяют на
приспособлении (рис. 29).
Рис. 28. Клапаны двигателей: а — ЗИЛ-130; б —
3M3-53;
1 — впускной клапан; 2 — выпускной клапан
Таблица 12
Номинальные и ремонтные размеры стержней клапанов, м м
ЗМЗ-БЗ
ЗИЛ-130
Наименование
размера
предельные при
изготовлении
допустимые без
ремонта
предельные при
изготовлении
допустимые без
ремонта
Впускные
клапаны
Номинальный
8,925—8,950
8,90
10,015—10,940
10,90
1-й
ремонтный
9,075—9,095
9,05
11,165—11,190
11,15
2-й »
9,175—9,195
9,15
—
.—
3-й »
8,775—8,800
8,75
10,765—10,790
10,75
4-й »
8,625—8,650
8,60
10,615—10,640
10,60
Выпускные
клапаны
Номинальный
8,905—8,925
8,88
10,895—10,920
10,88
1-й
ремонтный
9,005—9,025
8,98
11,145-11,170
11.13
2-й »
....
9,105—9,125
8,09
—
—
3-й »
8,775—8,780
8,75
10,745—10,770
10,73
4-й »
8,685—8,650
8,60
10,595—10,620
10,58
На рис. 30 изображены детали клапанного механизма.
Указаны основные габаритные размеры деталей. Размеры, не совпадающие для
двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130, показаны раздельно, при этом в скобках
указаны размеры для ЗИЛ-130.
Оси коромысел в обоих двигателях пустотелые и
изготовлены из стали 45.
Через внутреннюю полость оси коромысла подводится масло для смазки
коромысел клапанов. Ось коромысел имеет большое количество обработанных
поверхностей сверлением, фрезерованием, расточкой, шлифованием. Наружная
поверхность оси закалена с нагревом токами высокой частоты на глубину
1—2,5 мм. Оси, изношенные по наружной цилиндрической поверхности,
восстанавливают до номинального размера хромированием и до ремонтных
размеров перешлифовкой. Номинальный и ремонтные размеры оси коромысел
приведены в табл. 13. Овальность и конусообразность оси коромысел не
должна превышать 0,01 мм, непрямолинейность не более 0,05 мм на длине
200 мм (по данным 3M3-53). Чистота посадочных поверхностей не ниже ▼ 8.
Коромысла клапанов изготовлены из стали 45Л (ГОСТ 977—53) точным литьем.
Опорная шаровая поверхность закалена с нагревом токами высокой частоты
(т. в. ч.) у коромысел 3M3-53 на глубину 5 — 6,3 мм, у коромысел ЗИЛ-130
на глубину 2 мм не менее. Радиус кривизны опорной поверхности у
коромысел обоих двигателей 10 мм. В отверстия коромысел двигателей
3M3-53 запрессованы бронзовые втулки с натягом 0,145—0,220 мм. которые
после запрессовки тонко расточены.
В коромыслах клапанов изнашиваются рабочие поверхности втулки и опорная
поверхность носка коромысла. Изношенные втулки заменяют новыми и
растачивают до номинального размера. Можно также растачивать втулку до
ремонтных размеров, приведенных в табл. 14. Изношенный носок
восстанавливают зачисткой алмазным бруском. При этом должен быть
выдержан радиус сферы в пределах заданных размеров.
При запрессовке новой втулки необходимо просверлить масляные отверстия.
Ось масляного отверстия должна совпадать с осью отверстия в коромысле.
Конусообразность и овальность расточенной втулки не должна превышать
0,005 мм, а чистота поверхности — не ниже ▼8.
Таблица 1
Номинальные и ремонтные размеры осей коромысел, м м
Наименование
размера
ЗМЗ-53
ЗИЛ-130
предельные при
изготовлении
допустимые без
ремонта
предельные при
изготовлении
допустимые без
ремонта
Номинальный
22,00—21,986
21,960
22,00—21,979
21,950
1-й
ремонтный
...
21,80—21,786
21,760
21,80—21,779
21,750
2-й »
21,60—21,586
21,560
21,60—21,579
21,550
Таблица 14
Номинальные и ремонтные размеры отверстий коромысел клапанов
в
сборе, мм
ЗМЗ-53
ЗИЛ-130
Наименование
размера
предельные при
изготовлении
допустимые без
ремонта
предельные при
изготовлении
допустимые без
ремонта
Номинальные . . .
22,020—22,007
22,080
22,050—22,020
21,99
1-й
ремонтный
...
21,820—21,807
21,880
21,850—21,820
21,790
2-й »
21,620—21,607
21,680
21,650—21,620
21,590
Стойки оси коромысел изготовлены из высокопрочного
ковкого чугуна (ГОСТ 7293—54). Отверстие в стойке оси коромысла в
процессе эксплуатации двигателя практически не изнашивается. Но
вследствие обработки оси коромысел и отверстий коромысел под ремонтные
размеры диаметры отверстий у стойки оси коромысел должны соответствовать
ремонтному размеру оси коромысел. Ввиду того, что заводы-изготовители не
предусмотрели установку втулок в стойках коромысел, возникает
необходимость при ремонте стоек растачивать отверстия под втулку до
23,250—23,296 мм, устанавливать в расточенное отверстие втулку по
посадке Пр33 и затем растачивать
отверстие
во втулке до номинальных или ремонтных размеров,
приведенных в табл. 15.
Таблица 15
Номинальные и ремонтные размеры отверстий во втулках стоек оси коромысел
двигателей 3M3-53
и ЗИЛ-130, мм
Наименование
размера
Предельные при
изготовлении
Допустимые без
ремонта
Номинальный
22,030—22,008
22,060
1-й
ремонтный .
.
21,830—21,808
21,880
2-й »
21,630—21,608
21,660
Таблица 16 Размеры
толкателей двигателей 3M3-53
и ЗИЛ-130, мм