Детали клапанного механизма двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130

  Главная      Учебники - Двигатели     Ремонт V-образных автомобильных карбюраторных двигателей  ЗИЛ-130 и ЗМЗ (Подщеколдин М.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

Детали клапанного механизма двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130 - часть 1
 


На рис. 28 показаны выпускные и впускные клапаны двигателей. Изготовляют клапаны из жаростойкой стали. Стержни клапанов хромируют. В выпускных клапанах посадочный конус наплавлен жаростойким сплавом. В верхней части выпускные клапаны имеют полость, заполненную натриевым охладителем.

В изношенных клапанах стержни восстанавливают до увеличенных ремонтных размеров хромированием, а до уменьшенных—шлифованием; посадочные конуса—шлифованием и последующей притиркой к седлам.

Номинальные и ремонтные размеры стержней клапанов приведены в табл. 12.

Отклонение стержня клапана от прямолинейности допускается не свыше 0,02 мм на всей длине стержня. Биение рабочей поверхности посадочного конуса относительно стержня при базировании клапана по цилиндрической поверхности и торцу стержня не должно превышать 0,03 мм.
Прямолинейность стержня и биение посадочного конуса проверяют на приспособлении (рис. 29).

 

 

Рис. 28. Клапаны двигателей: а — ЗИЛ-130; б — 3M3-53;
1 — впускной клапан; 2 — выпускной клапан

 

Рис. 29. Приспособление для проверки прямолинейности стержня и биения посадочного конуса клапана:
1 — штанга; 2 — измерительная головка; 3 — клапан

 

 

 

 

Таблица 12
Номинальные и ремонтные размеры стержней клапанов, м м

 

ЗМЗ-БЗ

ЗИЛ-130

Наименование размера

предельные при изготовлении

допусти­мые без ремонта

предельные при изготовлении

допусти­мые без ремонта

Впускные

клапаны

 

 

 

 

Номинальный        

8,925—8,950

8,90

10,015—10,940

10,90

1-й ремонтный       

9,075—9,095

9,05

11,165—11,190

11,15

2-й »      

9,175—9,195

9,15

.—

3-й »      

8,775—8,800

8,75

10,765—10,790

10,75

4-й »      

8,625—8,650

8,60

10,615—10,640

10,60

Выпускные

клапаны

 

 

 

 

Номинальный        

8,905—8,925

8,88

10,895—10,920

10,88

1-й ремонтный       

9,005—9,025

8,98

11,145-11,170

11.13

2-й » ....

9,105—9,125

8,09

3-й »      

8,775—8,780

8,75

10,745—10,770

10,73

4-й »      

8,685—8,650

8,60

10,595—10,620

10,58

 

 

 

 

На рис. 30 изображены детали клапанного механизма. Указаны основные габаритные размеры деталей. Размеры, не совпадающие для двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130, показаны раздельно, при этом в скобках указаны размеры для ЗИЛ-130.

Оси коромысел в обоих двигателях пустотелые и изготовлены из стали 45.

Через внутреннюю полость оси коромысла подводится масло для смазки коромысел клапанов. Ось коромысел имеет большое количество обработанных поверхностей сверлением, фрезерованием, расточкой, шлифованием. Наружная поверхность оси закалена с нагревом токами высокой частоты на глубину 1—2,5 мм. Оси, изношенные по наружной цилиндрической поверхности, восстанавливают до номинального размера хромированием и до ремонтных размеров перешлифовкой. Номинальный и ремонтные размеры оси коромысел приведены в табл. 13. Овальность и конусообразность оси коромысел не должна превышать 0,01 мм, непрямолинейность не более 0,05 мм на длине 200 мм (по данным 3M3-53). Чистота посадочных поверхностей не ниже ▼ 8.

 

 

 

 

Рис. 30. Детали клапанного механизма:
1 — ось коромысел; 2 — коромысло клапана; 3—стойка оси коромысел; 4—штанга толкателя клапана; 5 — толкатель клапана

 



Коромысла клапанов изготовлены из стали 45Л (ГОСТ 977—53) точным литьем. Опорная шаровая поверхность закалена с нагревом токами высокой частоты (т. в. ч.) у коромысел 3M3-53 на глубину 5 — 6,3 мм, у коромысел ЗИЛ-130 на глубину 2 мм не менее. Радиус кривизны опорной поверхности у коромысел обоих двигателей 10 мм. В отверстия коромысел двигателей 3M3-53 запрессованы бронзовые втулки с натягом 0,145—0,220 мм. которые после запрессовки тонко расточены.

В коромыслах клапанов изнашиваются рабочие поверхности втулки и опорная поверхность носка коромысла. Изношенные втулки заменяют новыми и растачивают до номинального размера. Можно также растачивать втулку до ремонтных размеров, приведенных в табл. 14. Изношенный носок восстанавливают зачисткой алмазным бруском. При этом должен быть выдержан радиус сферы в пределах заданных размеров.

При запрессовке новой втулки необходимо просверлить масляные отверстия. Ось масляного отверстия должна совпадать с осью отверстия в коромысле. Конусообразность и овальность расточенной втулки не должна превышать 0,005 мм, а чистота поверхности — не ниже ▼8.

 

Таблица 1

Номинальные и ремонтные размеры осей коромысел, м м

Наименование размера

ЗМЗ-53

ЗИЛ-130

предельные при изготовлении

допусти­мые без ремонта

предельные при изготовлении

допусти­мые без ремонта

Номинальный        

22,00—21,986

21,960

22,00—21,979

21,950

1-й ремонтный ...

21,80—21,786

21,760

21,80—21,779

21,750

2-й »      

21,60—21,586

21,560

21,60—21,579

21,550

 

Таблица 14

Номинальные и ремонтные размеры отверстий коромысел клапанов

в сборе, мм

 

ЗМЗ-53

ЗИЛ-130

Наименование размера

предельные при изготовлении

допусти­мые без ремонта

предельные при изготовлении

допусти­мые без ремонта

Номинальные . . .

22,020—22,007

22,080

22,050—22,020

21,99

1-й ремонтный ...

21,820—21,807

21,880

21,850—21,820

21,790

2-й »      

21,620—21,607

21,680

21,650—21,620

21,590

 

 

 

 

Стойки оси коромысел изготовлены из высокопрочного ковкого чугуна (ГОСТ 7293—54). Отверстие в стойке оси коромысла в процессе эксплуатации двигателя практически не изнашивается. Но вследствие обработки оси коромысел и отверстий коромысел под ремонтные размеры диаметры отверстий у стойки оси коромысел должны соответствовать ремонтному размеру оси коромысел. Ввиду того, что заводы-изготовители не предусмотрели установку втулок в стойках коромысел, возникает необходимость при ремонте стоек растачивать отверстия под втулку до 23,250—23,296 мм, устанавливать в расточенное отверстие втулку по посадке Пр33 и затем растачивать отверстие

во втулке до номинальных или ремонтных размеров, приведенных в табл. 15.

 

 

Таблица 15

Номинальные и ремонтные размеры отверстий во втулках стоек оси коромысел двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130, мм

Наименование размера

Предельные при изготовлении

Допустимые без ремонта

Номинальный     

22,030—22,008

22,060

1-й ремонтный . .               

21,830—21,808

21,880

2-й »      

21,630—21,608

21,660

 

Таблица 16 Размеры толкателей двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130, мм

Наименование размера

Предельные при изготовлении

Допустимые без ремонта

Номинальный     

24,978—24,992

24,970

1-й ремонтный    

25,078—25,072

25,070

2-й »      

25,178—25,192

25,170

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..