Водяной насос дизелей М753 и М756

  Главная      Учебники - Двигатели     Тепловозные дизели М753 и М756. Разборка, ремонт, сборка (Бабич Г.С.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ АГРЕГАТЫ


Водяной насос дизелей М753 и М756


На тепловозах с дизелями М753 и М756 применяется замкнутая закрытая система охлаждения. Горячая вода из дизеля поступает в холодильник, а затем к водяному насосу, который обеспечивает непрерывную циркуляцию воды в системе. Эксплуатация выявила следующие недостатки водяных насосов: сравнительно быстрый износ уплотнения и частые случаи пропуска им воды; размывание корпуса в районе уплотнения; засорение контрольных отверстий; износ шлицев валика; ослабление посадки крыльчатки на валике и срез заклепок; поломка шлицевого конца валика и рессоры привода насоса; разрушение шарикоподшипников.

 

 

Рис. 131. Водяной насос новой конструкции:
 


С апреля 1966 г. внедрен в производство водяной насос новой конструкции (рис. 131). В новом насосе значительно усилен валик, диаметр его увеличен до

30 мм, а также увеличены по диаметру эвольвентные шлицы соединения валика с рессорой привода. Усилена рессора, применены более мощные шарикоподшипники 7 и 11. Контрольное отверстие 28 увеличено и не должно засоряться и препятствовать утечке воды, пропущенной сальником. Отверстие легко прочищается.

Предусмотрена возможность замены уплотнения без выпрессовки валика из шарикоподшипников и полной разборки насоса. Крыльчатка съемная и не требует дополнительной обработки после замены. Применено оригинальное масляное уплотнение, не изнашивающее валик. Значительно упрощена сборка насоса.

Во внутреннюю расточку корпуса насоса запрессована стальная каленая втулка 5, предохраняющая корпус от размывания водой, отбрасываемой вращающимися деталями уплотнения, а также для защиты уплотнения от литейного песка, вымываемого циркулирующей водой из водяных полостей литых деталей. Песок, прошедший по торцовому зазору между крыльчаткой и корпусом, попадает в кольцевую канавку, образованную буртом втулки 5 и стенкой корпуса 3, и стекает, минуя полость уплотнения.

К торцу корпуса четырьмя болтами крепится стальная каленая втулка 22. Стык втулки и корпуса уплотняется поставленным в кольцевую выточку на фланце втулки резиновым кольцом 21. В корпусе со стороны крепления кронштейна 6 имеется буртик для центровки кронштейна. Кронштейн крепится к корпусу четырьмя шпильками.

Во внутренние эвольвентные шлицы валика 8 входит рессора 14 привода насоса. Валик вращается в двух шарикоподшипниках 7 и 11, установленных во внутреннюю расточку кронштейна 6.

Внутренние обоймы шарикоподшипников через распорную втулку 9 затянуты гайкой 13 до упора шарикоподшипника 7 в бурт валика. Замковое кольцо 10, устанавливаемое в выточку кронштейна, служит упором до шарикоподшипника 11, который зажат в кронштейне гайкой 12.

Шарикоподшипники специального подвода смазки не имеют и смазываются маслом, попадающим из внутренней полости картера. Крыльчатка навинчивается на резьбовой конец валика до упора в каленую стальную втулку 30 и контрится гайкой 32 и шайбой 31. Наличие резьб с разными шагами у крыльчатки и гайки обеспечивает надежную контровку соединения. Кроме того, вследствие левого направления резьбы у крыльчатки и гайки они при вращении стремятся еще более затянуться на валике. Назначение втулки 30 — не допускать износа ступицы крыльчатки от усилия пружины уплотнения и обеспечить-надежный упор крыльчатки в торец валика насоса. Для разгрузки шарикоподшипников от осевого давления в крыльчатке просверлены четыре отверстия 29, соединяющие полость давления с полостью всасывания.

Насос имеет уплотнение, не допускающее просачивания масла по-валику в плоскость крыльчатки, и уплотнение, не допускающее просачивания воды к подшипникам. Первое уплотнение состоит из фланца 17, закрепленного в кронштейне гайкой 16. Во фланец 17 устанавливаются шайба 20, мембрана 19 и пружинная шайба 18, прижимающая мембрану к бурту валика. При вращении валика мембрана скользит по полированной поверхности бурта и препятствует просачиванию масла.

Уплотнение насоса, не допускающее просачивания воды, состоит из манжеты 23, изготовленной из материала ГС-ТАФ, резинового кольца 24, латунной шайбы 25 и пружины 26 из нержавеющей стали. На плотно охватывающее валик резиновое кольцо 24 насажена манжета 23. Пружиной 26 резиновое кольцо 24 прижато к манжете 23, а манжета—к торцу втулки 22. По мере износа манжеты пружина сдвигает резиновое кольцо, постоянно прижимая манжету к торцу втулки.

Пропущенные уплотнениями вода или масло через контрольное отверстие 28 в кронштейне насоса вытекают наружу.

По штуцеру 27 подводится масло к механизму распределения, топливному насосу и регулятору.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..