Маслонагнетающий насос с центрифугой дизелей М753 и М756

  Главная      Учебники - Двигатели     Тепловозные дизели М753 и М756. Разборка, ремонт, сборка (Бабич Г.С.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

Маслонагнетающий насос с центрифугой дизелей М753 и М756



С октября 1966 г. на дизеле устанавливают модернизированный насос с центрифугой (рис. 134), предназначенный для непрерывной подачи очищенного от механических примесей масла к трущимся деталям дизеля.

Насос шестеренчатою типа. Вращение ведущему валику насоса передается от коленчатого вала через пару конических шестерен и рессору. Направление вращения ведущего валика — по часовой стрелке (если смотреть на насос со стороны колпака центрифуги). При вращении шестерни масло из всасывающей полости поступает в пространство между зубьями, захватывается ими и по периферии расточек под шестерни в корпусе насоса переносится в полость нагнетания.

Производительность маслонагнетающего насоса при заглушенном редукционном клапане не менее 120 л!мин при 3 тыс. об/мин ведущего вала, противодавлении на выходе 8 кПсм2 и температуре масла 70—80° С. Очистка масла от механических примесей осуществляется во вращающихся с большой скоростью барабанах центрифуги.

В этом насосе сделаны следующие изменения: увеличена толщина ведущих дисков фрикционной муфты привода центрифуги — 2 мм вместо 1 мм (тонкие диски вызывали наклеп шлицев вала центрифуги), усилен шарикоподшипник центрифуги и его крепление. Вместо подшипника 205 установлен подшипник 305, отгибная шайба крепления подшипника заменена пружинной шайбой.

Агрегаты в сборе взаимозаменяемы. Отдельные детали, как, например, валик насоса, валик центрифуги, стальные диски, поводок, колпак, крышка колпака, невзаимозаменяемы. На рис. 135 дана конструкция фрикционной муфты и крепления шарикоподшипника в центрифуге, выпускавшейся до 1966 г.

 

 

 

Рис. 134. Маслонагнетающий насос с центрифугой

 

 

 

 

Маслонагнетающий насос с центрифугой монтируется на площадке верхнего картера дизеля с левой стороны, фиксируется двумя штифтами и крепится восемью шпильками. Отлитые из алюминиевого сплава крышка 1 (см. рис. 134 ), корпус насоса 2 и колпак центрифуги 4 скреплены шпильками. В корпусе насоса 2 размещается пара нагнетающих шестерен 24 и 38, имеющих одинаковое число зубьев. Ведущая шестерня 24 установлена на призматической шпонке ведущего валика 25, за одно целое с которым выполнена цилиндрическая шестерня, передающая вращение валику центрифуги 41.

Ведущий валик 25 вращается в трех бронзовых втулках 26, запрессованных в крышку и корпус насоса и застопоренных от проворачивания винтами 27. Во внутренние эвольвентные шлицы ведущего валика входит рессора 28, передающая вращение валику от шестерни привода.

В осевом направлении валик 25 фиксируется замковым кольцом 21 и шайбой 22.

Перемещение рессоры 28 ограничено замковым кольцом 23, установленным в кольцевую проточку на шлицах ведущего валика. Ведомая нагнетающая шестерня 38 вращается на оси 39, расположенной в отверстиях крышки и корпуса насоса; винтом 42, ввернутым в крышку насоса, ось 39 фиксируется от проворачивания и осевого перемещения.

Для поддержания заданного давления масла в системе в корпусе насоса установлен редукционный клапан, перепускающий излишек масла из полости нагнетения в полость всасывания через канал И.

На регулировочном винте 34 насажены редукционный клапан 36 и тарелка 30. Пружина 35 прижимает клапан 36 к плоскости корпуса насоса. Вращением регулировочного винта устанавливается требуемая затяжка пружины и, следовательно, необходимая величина давления масла в главной масляной магистрали дизеля. Поджимая пружину редукционного клапана, можно уменьшить количество масла, перепускаемого из нагнетательной полости насоса во всасывающую, и тем самым увеличить количество масла, поступающего в дизель. Для предотвращения возможной течи масла и попадания воздуха в насос регулировочный винт закрыт колпачком 32, законтренным проволокой и запломбированным. Между колпачком и фланцем корпуса установлена медно-асбестовая прокладка.

Наличие редукционного клапана в насосе позволяет избежать резкого колебания давления в масляной магистрали при изменении оборотов дизеля, а также при уменьшении вязкости масла из-за нагрева или из-за попадания в масло некоторого количества топлива.

Разъемы между корпусом 2 и крышкой 1, корпусом и колпаком 4 центрифуги уплотняются прокладками из гибкого текстолита. Валик центрифуги 41 расположен на трех опорах. Двумя опорами служат бронзовые втулки 40, запрессованные в крышку насоса, третьей опорой служит шарикоподшипник 9, смонтированный в стальной обойме 10.

На валике центрифуги шарикоподшипник затянут гайкой 12, при этом внутренняя обойма шарикоподшипника прижимается к сферической шайбе 13, упирающейся в торцы шлицев валика. Стык обоймы 10 и крышки 15 уплотнен установленным в кольцевую выточку на фланце крышки резиновым кольцом 11. Кроме радиальных нагрузок, шарикоподшипник воспринимает осевое усилие, создаваемое маслом.

 

 

 

Рис. 135. Фрикционная муфта и крепление шарикоподшипника центрифуги

 

 

 

 

В колпаке 4 размещен ротор центрифуги, состоящий из стального наружного барабана 6, внутреннего барабана 5 с вваренными в него восемью лопатками 20 и конуса 19. Внутренний барабан 5 выступами входит во впадины буртика конуса 19 и вращается вместе с наружным барабаном. Конус ввинчен в наружный барабан 6 и крепится к нему шестью болтами. К фланцу конуса восемью заклепками крепится зубчатый венец 8. Конус имеет две расточки, в одну из которых запрессована бронзовая втулка 18, а в другую— латунная втулка 17, наружные зубцы которой входят в зацепление с венцом 8.

Ротор центрифуги монтируется на трех опорах. Одной опорой служит бронзовая втулка 3, запрессованная в корпус насоса, в которую входит цапфа наружного барабана. Двумя другими опорами являются бронзовая втулка

18 и втулка 17 с опорным диском, опирающимся на валик центрифуги. Допустимое осевое перемещение ротора центрифуги устанавливают подбором регулировочной шайбы 7.

Вращение ротору центрифуги передается от валика центрифуги через фрикционное устройство, состоящее из трех ведущих и трех ведомых дисков 16. Ведущие диски гладкие, стальные, их внутренние зубцы входят в шлицы валика центрифуги. Ведомые диски латунные, они имеют маслоотводящие канавки на торцовых поверхностях и наружные зубцы, входящие в зацепление с венцом 8. Диски фрикциона расположены между опорным диском 17 и опорной шайбой 14, опирающейся на стальную сферическую шайбу 13.

Внутренняя полость Е колпака центрифуги 4 сливным отверстием Ж, проходящим через корпус и крышку насоса, сообщается с внутренней полостью верхнего картера. Давление масла, создаваемое насосом, действует на ротор центрифуги. Кольцевой зазор Г между внутренним диаметром цапфы наружного барабана и наружным диаметром валика центрифуги 41 создает неуравновешенное усилие, смещающее ротор центрифуги 5 и зажимающее фрикционные диски 16, обеспечивая при этом безударное включение ротора центрифуги.

Трущиеся поверхности деталей насоса и центрифуги смазываются циркулирующим маслом. Через приемный патрубок 29, ввернутый в корпус насоса, масло поступает во впадины зубьев нагнетающих шестерен и переносится ими в полость нагнетания В, сообщающуюся каналом И, перекрытым редукционным клапаном 36, с полостью всасывания. Из полости нагнетания В масло по кольцевому сечению между валиком центрифуги и внутренней поверхностью цапфы Г наружного барабана поступает во внутреннюю полость конуса 19 и затем через отверстие А во внутренний барабан 5, в котором происходит первичное центрифугирование масла. Через отверстие К масло, вращаясь вместе с ротором центрифуги, поступает в наружный барабан 6, вторично центрифугируется и через отверстия М и внутреннюю полость валика центрифуги поступает в полость А. Из полости А по двум каналам, заглушенным с торцов пробками, и по двум каналам, просверленным в бобышках 37 крышки насоса, масло поступает в совпадающие с этими каналами два сверления верхнего картера и далее в распределительный канал верхнего картера.

Во время работы дизеля редукционный клапан, как правило, приоткрыт и излишек масла по каналу И перепускается во всасывающую полость насоса. Через отверстие Ж в картер дизеля сливается масло, просочившееся по зазорам в роторе центрифуги и отброшенное вращающимися фрикционными дисками.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..