Автомат предельных оборотов дизеля М756

  Главная      Учебники - Двигатели     Тепловозные дизели М753 и М756. Разборка, ремонт, сборка (Бабич Г.С.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78 

 

 

 

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ


Автомат предельных оборотов дизеля М756


Этот автомат независимо от регулятора останавливает дизель при превышении числа оборотов коленчатого вала свыше 1 875— 2 000 об/мин.

Остановка дизеля происходит за счет перекрытия воздуха на входе в компрессор при срабатывании автомата. В расточке входного патрубка компрессора 3 (см. рис. 125) на оси 4 расположена заслонка 2, которая перекрывает входную воздушную магистраль при срабатывании автомата предельных оборотов. Для ручного открытия заслонки на оси приварена рукоятка 5, с другой стороны оси заслонки рычаг 1 соединен с тягой 31 и рычагом 28, установленным на валике 23. Валик 23 помещается в крышке 22, закрепленной на двух шпильках в проушине впускного патрубка 3. На валике 23 установлены шайба 27 и рычаг 30, соединенный тягой 29 с автоматом предельных оборотов, который монтируется на корпусе привода к топливному насосу. Пружина 26 стремится закрыть заслонку 2, чему препятствует тяга 29, связанная с автоматом.

Корпус 1 (рис. 144) и крышка 2 автомата изготовлены из алюминиевого сплава. Корпус автомата крепится к корпусу привода топливного насоса на трех шпильках. Ротор 13 соединен при помощи паза с хвостовиком шестерни привода 5 (см. рис. 28) в расточках ротора.

Грузик 9, сухари 3 и 10 и пружина 11 являются чувствительным элементом автомата. Центр тяжести грузика смещен с оси вращения ротора, сухари 3 и 10 имеют скосы под углом 45° и служат для регулировки автомата посредством пружины И. Перемещение сухарей, вызывающее поджатие или ослабление пружины 11, осуществляется регулировочным болтом 4, который упирается в шарик, находящийся в углублении верхнего сухаря. Резиновое кольцо 7, расположенное в крышке между двумя стальными кольцами 6 и поджимаемое гайкой 5, уплотняет регулировочный болт. После регулировки автомата болт контрят и пломбируют.

На оси 15, ввернутой в корпус автомата, установлен упор 19, который пружиной 18 упирается во втулку 16, заштифтованную на валике 22, и удерживает валик от проворачивания. Рычаг 30 тягой 29 (см. рис. 125) связан с рычагом 28 на проушине впускного патрубка, в которой расположена пружина 26. Пружина 26 стремится провернуть валик 23 и закрыть заслонку 2.

Смазка автомата предельных оборотов и привода к нему осуществляется от наружной масляной магистрали через штуцер 14 (см. рис. 144). Масло от штуцера к подшипникам подводится через сверления в крышке 2 и корпуса 1.

Работа автомата происходит следующим образом. При достижении ротором 13 автомата определенного числа оборотов центробежная сила грузика 9 преодолевает усилие пружины 11. Грузик перемещается в радиальном направлении и сбивает упор 19, упор освобождает втулку 16, валик 22 проворачивается и пружина закрывает заслонку впускного патрубка турбокомпрессора, перекрывая доступ воздуха в дизель. Заслонка после остановки дизеля открывается вручную рукояткой 5 (см. рис. 125). При этом происходит перемещение рычага 20 (см. рис. 144), валик 22 проворачивается, а упор 19 под действием пружины 18 заскакивает за срез втулки 16 и удерживает заслонку от закрытия.

 

 

 

Рис. 144. Автомат предельных оборотов дизеля М756:
1 — корпус; 2—крышка; 3, 10— сухари; 4— регулировочный болт; 5—гайка; 6 — стальное кольцо; 7, 21—резиновые кольца; 8, 12, 16 — втулки; 9— грузик; 11, 18~пружины; 13—ротор; 14—штуцер;
15—ось; 17—стакан; 19 — упор; 20 — рычаг; 22—валик


 

 

 

Разборка. Начиная разборку, отворачивают со шпилек корпуса гайки крепления крышки 2, сняв шайбы, крышку и прокладку. С крышки снимают штуцер 14, регулировочный болт 4, предварительно ослабив контрящую гайку, вывертывают гайку 5, уплотнительный пакет, состоящий из двух стальных колец 6 и резинового кольца 7.

Из корпуса 1 вынимают ротор 13, а из внутренней его полости — шарик, сухари и грузик с пружиной. Выбивают штифт крепления втулки 16 на валике 22 и после снятия замкового кольца с шайбой вынимают валик 22 из корпуса.

 

 

Затем снимают оставшиеся в корпусе два резиновых кольца 21, замковое кольцо с валика, рычаг 20 и шайбу. Из корпуса вывертывают ось 15, снимают упор 19 и пружину 18, после чего вывертывают стакан 17 и разбирают его.

Все детали, подлежащие осмотру и дефектации, промывают и обдувают сжатым воздухом, кроме деталей, подлежащих замене, прокладок и резиновых колец. При промывке корпуса автомата и крышки особое внимание обращают на чистоту масляных каналов и резьбовые отверстия.



Дефектация. Детали разобранного автомата предельных оборотов осматривают. Допускаются незначительные риски в расточках корпуса и крышки под цапфы ротора, которые при ремонте зачищают. Не допускаются надиры, прижоги, выработка рабочих поверхностей.

Тщательно осматривают рабочие поверхности ротора, грузика и сухарей, проверяют посадку шпилек в корпусе и состояние резьбы. Ослабление посадки шпилек и срыва резьбы быть не должно. Износ втулок подшипников и трущихся поверхностей ротора определяется микрометрическим обмером при наличии дефектов или износа более допустимого (табл. 22) втулки подшипников заменяют, а ротор восстанавливают.

 

Ремонт. По результатам микрометрического обмера определяют характер и объем ремонтных работ.

В условиях эксплуатации у автомата предельных оборотов обычно изнашиваются втулки под шейки ротора. Незначительные риски во втулках корпуса и крышки зачищают, а на шейках ротора полируют или шлифуют. Поверхность шеек разрешается восстанавливать хромированием, толщина слоя хрома при этом должна быть в пределах 0,02—0,2 мм. Хромирование выполняют с таким расчетом, чтобы обеспечить припуск на окончательную шлифовку не менее

0,06 мм на сторону. Наружные диаметры втулок изготовляют из алюминиевого сплава Д1 ГОСТ 4783—49 по фактическому размеру гнезд в корпусе и крышке с допусками, обеспечивающими натяг по чертежу (см. табл. 22). Внутренние диаметры втулок должны быть с припуском 1 — 1,5 мм для окончательной обработки в сборе.

Гнезда в корпусе для ремонтных втулок растачивают до диаметра не более 40 мм и в крышке—до диаметра не более 30 мм. Охлажденные в жидком азоте втулки ставят в гнезда корпуса и в крышку автомата.

Окончательную расточку втулок производят по размерам, обеспечивающим зазоры между втулками и шейками ротора, а также смещение осей внутренних поверхностей втулок в пределах требований чертежа. Буртики втулок подторцовывают до размера 22+ол мм, обеспечивающего получение торцового зазора и биение торцовых поверхностей в пределах требований чертежа. В случае необходимости пружина грузика 11 меняется комплектно с грузиком. Остальные детали автомата предельных оборотов, а также система рычагов с заслонкой в эксплуатации, как правило, дефектов и износа не имеют.


Сборка. Перед сборкой детали автомата тщательно промывают, обдувают сжатым воздухом и осматривают. Особое внимание следует обратить на чистоту масляных каналов в корпусе и крышке, а также на отсутствие забоин на плоскостях разъема деталей и узлов. На корпусе и крышке должны быть клейма спаренности. После подготовительных работ приступают к сборке. Отжимают пружину 11 грузика 9 и надевают сухарь 10, а затем отпускают пружину так, чтобы она вошла в выточку сухаря.

В стакан 17 ввертывают предварительно смазанный ввертыш, заводят один из концов пружины 18, а на стакан (со стороны ввертыша) надевают уплотнительное кольцо и завинчивают стакан в корпус автомата до упора. Второй конец пружины, соединенной с ввертышем, соединяют с упором и ставят упор в корпус автомата. Ось 15 с уплотнительным кольцом завертывают до отказа в корпус автомата, при этом хвостовик оси должен пройти через отверстие установленного в корпус упора 19 и выйти в расточку корпуса.

Надевают на валик 22 резиновое кольцо 21 и заводят его за выточку под замковое кольцо, затем на валик ставят шайбу и замковое кольцо. Валик вставляют в отверстие корпуса автомата (со стороны установленного стакана), надевают на валик втулку 16 и проталкивают его в отверстие противоположной стенки корпуса.

Отверстие во втулке 16 под штифт совмещают с отверстием в валике и забивают штифт плотно в совмещенные отверстия. На выступающий конец валика надевают резиновое кольцо, шайбу и рычаг 20 в сборе. Стягивая вилку рычага

болтом, обеспечивают монтажный зазор между шайбой и корпусом автомата в пределах 0,5 —1,0 мм. После этого надевают замковое кольцо в выточку валика.

В расточку крышки корпуса автомата укладывают уплотнительный пакет, состоящий из резинового кольца 7 и двух стальных колец 6, и затягивают его до отказа гайкой 5. В гайку 5 ввертывают на 4 — 5 ниток регулировочный болт 4 с гайкой. Штуцер 14 с уплотнительным кольцом ввертывают в отверстие крышки корпуса до отказа. В горизонтальное отверстие ротора ставят грузик в сборе таким образом, чтобы скос сухаря 10 был обращен вверх. Сверху в отверстие ротора скосом вниз ставят сухарь 3 так, чтобы он прорезью зашел на шток грузика, а скос совместился со скосом сухаря 10. Собранный ротор смазывают, монтируют в корпус автомата, а в углубление верхнего сухаря кладут шарик. На шпильки корпуса надевают собранную крышку шайбы, пружинные шайбы, навертывают и затягивают гайки. Проверяют плавность вращения ротора от руки, затем контрят проволокой стакан 17 и оси 15.


Испытание. Автомат предельных оборотов испытывают на стенде следующим образом. При установке автомата предельных оборотов на стенд регулировочный болт 4 ввернут до упора. Ротор автомата приводится во вращение электродвигателем. Наблюдая за показаниями тахометра, доводят число оборотов электродвигателя, а следовательно, и ротора автомата до 3 650 ± ± 50 об/мин. На этих оборотах выполняют регулировку автомата, для чего, вывертывая регулировочный болт 4, наблюдают за показаниями тахометра, определяя момент, при котором произойдет срабатывание механизма автомата, на что укажет поворот рычага 20. После срабатывания автомата выключают электродвигатель, а регулировочный болт закрепляют гайкой, контрят проволокой и пломбируют.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78